- Почему компании скупают б/у катализаторы
- Что находится в автомобильном катализаторе
- Особенности производства
- Какие катализаторы самые ценные
- Принцип работы нейтрализатора
- Что делают с катализаторами от автомобилей
- Наиболее ценная часть автоката — носитель
- Какие есть драгоценные металлы в катализаторе
- Сколько в катах ценных металлов по весу
- Стоимость б/у катализаторов
- Ошибки катализатора, которые приводят к выводу детали из строя
- Заправка некачественным топливом
- Повышенный расход масла
- Применение различных присадок
- Перегрев силового агрегата
- Как проверить катализатор и понять, что он вышел из строя
Почему компании скупают б/у катализаторы
Ресурс автомобильного катализатора рассчитан на 100 000 — 120 000 км пробега, иногда деталь изнашивается и/или выходит из строя раньше. После выхода из строя КН ремонту не подлежит, только замена в автосервисе. После разборки старую кошку обычно отдают хозяину, который может сдать деталь в пункт сбора катализатора и получить взамен определенную сумму.
Что находится в автомобильном катализаторе
Катализатор (катализатор, нейтрализатор, КН, а в быту — кат, автокат, каталитический) входит в состав выхлопной системы автомобиля. Внешне он выглядит как металлическая деталь цилиндрической формы. Устанавливается за выхлопной трубой или во фланце выпускного коллектора. Устанавливается в количестве от 1 на каждый современный автомобиль, а на новые БМВ, Ауди и Мерседесы одновременно может быть установлено до 4-х катов.
Конструктивно катализатор представляет собой корпус из стального сплава с входным и выходным патрубками. Внутри кейса прикреплены:
- каталитически активный ячеистый блок – основная рабочая часть;
- датчик для фиксации уровня загрязнения выхлопных газов, достигнутого после прохождения через центральный рабочий блок;
- защитный кожух — термостойкая прокладка, изолирующая и предохраняющая содержимое кота от тряски, трения и ударов.
Основной функцией каталитического нейтрализатора является очистка выхлопных газов для снижения уровня токсичных выбросов в атмосферу. Активные компоненты, очищающие выхлоп, начинают работать при работающем двигателе. Мотор нагревает кошачий наполнитель до температуры 300℃ и выше. Горячие выхлопные газы попадают в корпус каталитического нейтрализатора через впускной патрубок. Кроме того, газы рассеиваются через полые ячейки, в которых активные элементы нейтрализуют опасные вещества. Очищенные выхлопные газы выходят из установки через выпускную трубу, проходят в выхлопную трубу и затем улетучиваются в воздух.
Особенности производства
В составе прибора есть палладий, платина и родий. Соотношение между этими составляющими зависит от типа конкретного силового агрегата. Например, в дизельных двигателях преобладает платина, а в бензиновых — большое количество палладия и родия.
В течение многих лет платина была самым дорогим материалом. Но в последние годы производство дизельных автомобилей значительно сократилось. Из-за этого стоимость этого драгоценного металла значительно упала.
Раньше, например, нужно было платить 2200 долларов за унцию (31,1 грамма), сейчас эта же сумма оценивается в 600-800 долларов. С другой стороны, цена родия в последнее время выросла с 1500 до 12 000 долларов за унцию.
Какие катализаторы самые ценные
Если ориентироваться на содержание драгоценных металлов в конструкции катализатора, то лидируют автомобили, произведенные специально для японского рынка. По сравнению с ЕС, США, японская версия автомобиля будет иметь самый дорогой элемент выхлопной системы. Это связано с тем, что это островное государство уделяет наибольшее внимание поддержанию чистоты своих выхлопных газов.
Удивительно, что даже разные модели одной марки автомобиля могут иметь каталитические нейтрализаторы с разной стоимостью. Например, для автомобиля Renault Duster DCI этот элемент будет в разы дороже версии TC, хотя обе машины соответствуют нормам Евро-5.
Принцип работы нейтрализатора
Процесс очистки выхлопных газов состоит из следующих этапов:
- Выхлопные газы двигателя попадают в блоки и заполняют ячейки, покрытые драгоценными металлами.
- Покрытие решеток является частью химической реакции, в результате которой токсичные вещества распадаются или связываются с безопасными соединениями (в зависимости от типа устройства).
- Практически полностью очищенные газы выходят из выхлопной системы в атмосферу.
Вышеупомянутый принцип действия относится к каталитическим нейтрализаторам бензиновых автомобилей. В автомобилях, оснащенных дизельным двигателем, сажевый фильтр используется совместно с нейтрализатором. Иногда оба устройства объединяют в одну конструкцию.
Эффективность катализаторов во многом зависит от рабочей температуры. Конверсия выхлопных газов начинается после достижения температуры 300 °C. Оптимальным считается интервал 400-800°С. Но не более того, так как воздействие чрезмерно высоких температур приводит к сокращению срока службы. Использование обедненной смеси может привести к перегреву. Если он будет слишком богатым, монолит забьется частичками несгоревшего бензина, что создаст препятствия для химической реакции.
Что делают с катализаторами от автомобилей
Собранные катализаторы отправляются на заводы по переработке и утилизации, в процессе переработки из «начинки» бывших в употреблении деталей извлекаются драгоценные металлы. Например, платину и родий разделяют выщелачиванием. Извлечение палладия осуществляют гальванопокрытием и электродуговым нагревом с постепенным повышением температуры до 500 ℃, охлаждением до 100 ℃ и добавлением минеральной кислоты на финише. Как видите, технологии разнообразны, но всегда сложны и трудозатратны.
Для их реализации нужны навыки, профессиональное оборудование, специфические реагенты. В гаражных условиях заниматься добычей драгоценных металлов из бывших в употреблении автокатов невыгодно, материала будет использовано больше, чем выйдет прибыли. Гораздо выгоднее оставить катализатор компании, которая направит партию на предприятие, которое перерабатывает использованные катализаторы в промышленных масштабах.
Наиболее ценная часть автоката — носитель
Что нас интересует с точки зрения ценности, так это содержание корпуса, так называемый носитель. Несущая представляет собой керамическую или металлическую ячеистую вставку, по структуре напоминающую соты. Стенки ячеек покрыты тонким слоем каталитически активного напыления, содержащего редкие и дорогие металлы платиновой группы. Именно дорогой состав покрытия делает автомобильный каталитический нейтрализатор востребованным вторичным сырьем.
Читайте также: Стоимость лома молибдена: цена за 1 кг, как сдать в пункт приема дороже
Какие есть драгоценные металлы в катализаторе
Ценными компонентами каталитического слоя являются платина, палладий и родий. Процент химических элементов в сплаве варьируется в зависимости от происхождения катализатора:
- В отложениях катетов автомобилей с бензиновым двигателем преобладают родий и палладий.
- Платины обычно больше в автокатализаторах, взятых из форсированных дизелей иномарок.
Текущая цена палладия за грамм составляет 62,75 доллара, платины — 30,14 доллара, а родия — 369,73 доллара. И хотя обменные курсы и цены акций на LBMA (London Market of Precious Metals), которая является основным ориентиром цен, постоянно меняются, стоимость перечисленных драгоценных металлов в совокупности все еще в десять раз превышает стоимость золота.
Сколько в катах ценных металлов по весу
Каталитический нейтрализатор является одним из самых дорогих компонентов автомобиля, хотя содержание ценных компонентов в покрытии составляет всего 0,05-0,8% от массы самой детали. Если брать максимально средние значения, то получается, что в автомобильном катализаторе массой 1,2 кг на 1 кг веса автоката находится:
- платина – 1,5 г;
- родий — 0,15 г;
- палладий — 1,3-1,4 г.
Точные цифры можно дать только после рентгенофлуоресцентного анализа. Производители могут ставить разные ката даже на пару похожих машин, оснащенных одинаковыми двигателями — выбор зависит от рынка сбыта. Например, автомобили, продаваемые в странах ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Швеция и др.), комплектуются по нормам Евро-5 и Евро-6 – более мощные катализаторы с увеличенным количеством активных компонентов. Больший интерес представляют устройства на основе керамических носителей, особенно из импортной керамики, так как процентное содержание драгоценных металлов в них преимущественно выше. По этой же причине металлические катализаторы отстают как по цене, так и по популярности на вторичном рынке.
Стоимость б/у катализаторов
Мы являемся прямым представителем фабрики, поэтому предлагаем лучшие цены для наших клиентов. Для постоянных продавцов и оптовиков действуют специальные условия, подробности уточняйте у менеджера.
Ошибки катализатора, которые приводят к выводу детали из строя
Существуют различные причины, по которым этот узел преждевременно выходит из строя.
Заправка некачественным топливом
Некачественный бензин может изрядно попортить нервы автовладельцу. Это связано с тем, что он полностью не сгорает в двигателе, а сгорает уже в выхлопной системе. Со временем это приводит к засорению ячеек катализатора, что приводит к перегреву силового агрегата.
Повышенный расход масла
Многие водители считают расход значительного количества горюче-смазочных материалов на своих автомобилях нормой. Это в корне неверный подход.
Из-за попадания частиц масла в выхлоп они забивают и разрушают каталитический нейтрализатор. Керамическая пыль может попасть в двигатель и вызвать износ стенок цилиндров.
Применение различных присадок
Сейчас автосалоны предлагают широкий ассортимент химикатов, которые якобы улучшают эксплуатационные характеристики и устраняют мелкие неисправности автомобиля:
- снижает расход топлива;
- снижает «масложор»;
- увеличивает мощность двигателя;
- очищает топливную систему от загрязнений.
Не все присадки одинаково хороши для двигателя
Все компоненты присадок могут попасть в катализатор и забить его, что приведет к повышенному расходу топлива, ухудшению динамики автомобиля.
Перегрев силового агрегата
Повышение температуры является одной из основных причин, по которой каталитический нейтрализатор может быстро выйти из строя. Чтобы исключить такую ошибку, необходимо внимательно следить за работоспособностью системы охлаждения, чистотой радиатора, исправностью водяной помпы и термостата.
Как проверить катализатор и понять, что он вышел из строя
Не все водители знают, как проверить автомобильный каталитический нейтрализатор. Катализатор имеет три состояния:
- рабочий;
- нефункционирующий;
- полузанятый.
Если каталитический нейтрализатор работает как надо, машина ведет себя так же и без нареканий. На приборной панели нет индикации отказа двигателя. Автомобиль можно использовать по прямому назначению.
Если каталитический нейтрализатор полностью вышел из строя, автомобиль начинает дольше заводиться, останавливается сразу после запуска. При герметичном нейтрализаторе выхлопные газы очень проблематичны.
Понять этот признак можно, если при запуске и работе двигателя из выхлопной трубы на холодную выходит минимальное количество выхлопных газов.
Сложнее всего диагностировать полурабочее состояние каталитического нейтрализатора. Машина начинает плохо себя вести:
- периодическая потеря тяги на высоких скоростях;
- двигатель хуже заводится;
- ухудшается реакция при нажатии на педаль газа — при упоре педали газа в пол обороты двигателя увеличиваются медленно, и не достигают предела, что увеличивает расход топлива.