- Устройство электродвигателя и принцип работы
- Причины почему искрят щетки
- Угол наклона
- Причины
- Износ щеток
- Замыкание в обмотке якоря
- Неисправность в обмотке статора
- Загрязнение
- Неправильно установлены щетки
- Плохой контакт щеток с коллектором
- Предотвращение
- Целостность обмоток ротора и статора
- Причины неисправностей и методы их устранения
- Степень искрения
- Искрит мотор стиральной машины
- Щетки для электродвигателей стиральных машин
- Поломка ламелей коллектора двигателя
- Как заменить самостоятельно
- Дрель искрит на щетках — что делать
- Почему искрят щетки в электродвигателе
- Причины сильного искрения и способы их устранения
- Как понять что нужно менять щетки
- Признак износа щеток электродвигателя
- Плохой контакт
- Проверка контактов щеточно-коллекторного блока
- Проблемы при неправильной разборке
- Назначение щеток на УШМ
Устройство электродвигателя и принцип работы
Принцип работы электродвигателя основан на взаимодействии проводника с током в магнитном поле.
Статор создает магнитное поле.
Основным элементом его конструкции для двигателя постоянного тока является постоянный магнит, для переменного тока — обмотка возбуждения. Ротор (якорь) имеет собственную обмотку, на которую подается напряжение с помощью щеточного датчика. Взаимодействие магнитных полей заставляет ротор вращаться.
Коллектор состоит из ряда контактов в виде медных пластин, размещенных непосредственно на роторе. Манжеты из миканита или слюды действуют как изоляторы для каждого отдельного контакта. Графитовые щетки — скользящие контакты, прижатые к коллектору.
Причины почему искрят щетки
Чаще всего можно увидеть, как блестят щетки на болгарке. Есть признаки искр из вентиляционных отверстий в корпусе электроинструмента. Мастеров интересует, почему щетки блестят на болгарке даже после их немедленной замены. Для этого есть много причин, и чтобы понять это, необходимо иметь представление об устройстве электрического инструмента. Если вы знаете, как угловая шлифовальная машина работает в интерьере, не составит труда понять, почему щетки сильно сверкают.
Причинами сильного искрения щеток на болгарках являются следующие факторы:
- Дефекты обмотки якоря. Если происходит нарушение изоляции обмотки якоря, то это в конечном итоге способствует развитию короткого замыкания между витками, а также короткого замыкания на сердечник. Кроме того, может произойти пробой обмотки, что со временем вызовет увеличение нагрузки. Характерным признаком неисправности обмотки якоря является снижение скорости, увеличение шума и снижение мощности
- Щетки плохо прилегают к коллектору. Пружина отвечает за нажатие на основную часть, которая со временем теряет свои первоначальные упругие свойства
- Обмотка ротора оторвалась от медной пластины коллектора — явление крайне редкое, однако при перегрузке электроинструмента это может произойти
- Нарушается центрирование якоря электродвигателя, что в конечном итоге способствует сильной дуге щетки на болгарке
- Форма коллектора нарушена. Коллектор, состоящий из медных пластин, имеет цилиндрическую форму, которая может сломаться при перемотке ротора. При малейшей деформации формы коллектора возникнут искры щеткой
- Отсутствие утеплителя между рейками коллектора. Каждая пластина коллектора изолирована друг от друга, и при разрыве изоляционного слоя миканита возникают искры. Изоляция между пластинами также может быть нарушена из-за отложений графитового слоя в канавках
- При износе подшипников якоря. При неисправности подшипников происходит стук вращающегося якоря и, как следствие, появляются признаки искр
- Кривизна вала ротора. Складывать его сложно, но если это произойдет, двигатель заведется с нагрузкой. Рекомендуется заменить ротор, чтобы прибор не вышел из строя
- При неправильной приварке концов обмоток якоря к медным пластинам коллектора. Подобные ошибки недопустимы на заводе, но могут быть сделаны намоточным устройством, которое перематывает арматуру электроинструмента
- Несоответствующий состав графитовых щеток. Рассматриваемые детали состоят из углерода и графита с добавлением различных примесей. Это сделано не зря, а использовать щетки в зависимости от напряжения и скорости вала. Графит мягкий и твердый. Чем ниже напряжение питания, тем мягче выбранная марка графита. Для высоковольтных электроинструментов необходимо брать жесткие щетки, не содержащие меди
- Деформация ламелей из-за их нагрева. Если шлифовальный станок подвергается чрезмерным нагрузкам, может произойти деформация одной или нескольких лопастей коллектора. Пластины приподняты относительно остальных, из-за чего контакт нарушается. Такая неисправность вызывает сильные искры щеток при использовании электроинструмента
- Плохой контакт с насадкой-щеткой. Если клемма ненадежно подключена к устройству, результатом такого выхода из строя контакта может быть чрезмерное искрение
- Наличие нагара на медных пластинах — рекомендуется периодически или регулярно очищать поверхность медных пластин от нагара. Отложения нагара обычно появляются из-за износа щеток, поэтому, если вы обнаружили почернение на поверхности коллектора, его следует очистить спиртом
Часто после смены щеток на болгарке мастера наблюдают явление чрезмерного искрения. Основываясь на перечисленных выше факторах, причину можно определить и устранить до того, как прибор выйдет из строя. Рассматриваемые предметы стоят недорого, однако из-за неправильного выбора и использования электроинструмент может сломаться. Чтобы узнать, какая неисправность является причиной сильных искр, потребуется разобрать электроинструмент и осмотреть его, а также прозвонить обмотку ротора.
Угол наклона
Если угол наклона щеток по отношению к статору неправильный, дуга также возможна. Правильное положение — когда обе щетки находятся строго на одной линии, проходящей через ось вращения коллектора. Со временем из-за постоянной вибрации держатель щеткодержателя может расшататься или даже получить механическое повреждение. Внимательно осмотрите поверхности узла. Детали с трещинами, сколами или коррозией подлежат замене.
Каждый производитель привносит конструктивные особенности в свою линейку продуктов, поэтому разные типы пылесосов имеют разные типы насадок для щеток. Однако в целом все модели имеют одинаковую конструкцию, и щеткодержатель обычно прикручивается двумя винтами и допускает регулировку.
Причины
Переходные процессы происходят в обмотках ротора из-за прерывистого механического контакта щеток с пластинами коллектора, что является причиной образования небольших дуг.
Важно: исправный двигатель не исключает образования искр при работе. Есть и другие причины сильного искрения и возможного повреждения двигателя.
Износ щеток
При длительном использовании или некачественном материале щеток перестают плотно прижиматься к контактам коллектора. Из-за плохого контакта двигатель не набирает обороты и не запускается сразу. Изношенную щетку легко определить визуально.
Иногда исправить ситуацию, заменив только изношенную деталь, не удается. Необходимо заменить щеткодержатель и пружину.
Замыкание в обмотке якоря
Следствие такого дефекта — неравномерная искра на коллекторе. На одних блюдах он будет сильнее, чем на других. Из-за наличия короткого замыкания между витками ток в одних участках обмотки ротора будет сильнее, чем в других.
Перемотка или замена ротора решит проблему.
Неисправность в обмотке статора
Для обмотки статора возникает дефект, аналогичный короткому замыканию обмотки ротора. Проверить наличие можно, измерив сопротивление частей его обмоток. Если большая разница, обмотку нужно перемотать или заменить.
Загрязнение
Продуктом износа щеток является графитовая пыль, которая является дополнительным источником повышенного количества искр. Между пластинами скапливается пыль, создавая дополнительные условия для процесса искрения. Профилактические работы по очистке коллектора наждачной бумагой и очистке от грязи между пластинами сохранят его в чистоте.
Неправильно установлены щетки
Если щетки расположены неправильно по отношению к поверхности коллектора, во время работы образуется гораздо больше графитовой пыли. Сдвинутые щетки должны быть правильными.
Плохой контакт щеток с коллектором
Электродвигатель проводит часть времени работы в режиме перегрева. В этих условиях на коллекторе образуются нагар. Плохой контакт приведет к большему искрению щеток и увеличению нагара.
Необходимо очистить поверхность коллектора мелкозернистой наждачной бумагой. Используйте отвертку, чтобы усилить эффект зачистки. Заблокируйте ротор двигателя в шпинделе и на малой скорости удалите нагар наждачной бумагой. После этого нужно окончательно отполировать его на фетровом круге.
Читайте также: Что такое утилизация, виды отходов и способы переработки
Предотвращение
Проблему щеток искрового шлифовального станка можно предотвратить, приняв профилактические меры:
- своевременно заменять подшипники, сохраняя конструктивную целостность вала якоря;
- регулярно менять смазку в редукторе и подшипниковых узлах, снижая механические и термические нагрузки (заводскую смазку необходимо заменять перед началом любых работ);
- установите новый набор щеток до того, как старые начнут сверкать.
- соблюдать правила эксплуатации;
Если вы заметили, что щетки светятся и горят, следует немедленно проверить средство или обратиться к специалисту. Отсутствие своевременной диагностики угловых шлифовальных машин приводит к тому, что блестящий щеточный блок со временем ломает весь электроинструмент.
Как заменить неисправные щетки в болгарке вы узнаете из следующего видео.
Арсенал домашнего мастера сложно представить без такого популярного электроинструмента, как угловая шлифовальная машина LBM или болгарка (народное название). Угловая шлифовальная машина приобрела свою популярность благодаря своей универсальности, так как этот инструмент можно использовать для резки, шлифования, пиления, полировки, очистки, заточки и других работ. К тому же обрабатывать можно абсолютно любой материал. Во время работы инструмента случаются различные поломки, и одна из самых распространенных — искрение щеток угловой шлифовальной машины. Не многие знают, почему на болгарке блестят щетки, поэтому мы разберемся с этой проблемой, а также выясним, почему они горят и как их заменять.
Целостность обмоток ротора и статора
Более серьезные проблемы, вызывающие сильную дугу электродвигателя, — это короткие замыкания между витками ротора или обмоток статора. Самостоятельно исправить такую поломку проблематично. Признаки проблемы с намоткой:
- почернение наблюдается на ламелях коллектора;
- искры летают по кругу;
- скорость электродвигателя уменьшилась.
- работа двигателя сопровождается аплодисментами;
Совет! Если после визуального осмотра не удается найти место повреждения обмотки, то можно прибегнуть к электрическим измерениям мультиметром.
Опытным электрикам не составит труда разобраться, как проводить электрические измерения:
- между корпусом статора и выводом обмотки;
- между коллектором и корпусом ротора (якорь);
- кольцо обмотки статора на целостность.
- к связанным выводам обмоток на пластинах коллектора;
Важно! Измерения сопротивления и напряжения помогут определить вышедший из строя компонент электродвигателя. Пылесос с неисправной обмоткой двигателя вводить в эксплуатацию нельзя.
Домашним мастерам без специальной техники перемотать неисправный элемент электродвигателя очень проблематично. Поэтому нужно обращаться в сервисную мастерскую. При обращении в сервисный центр, например, с пылесосом Самсунг, могут предложить заменить его обмотку или купить новый мотор.
Причины неисправностей и методы их устранения
В зависимости от того, какая часть сверла пришла в негодность, будет зависеть ремонт. Рассмотрим самые частые внешние признаки поломок.
На поломку укажет, когда щетки начнут искриться, дрель не развивает полную мощность, к тому же периодически возникают проблемы с зажиганием, и работать она начинает только после приложения физической силы
Инструмент необходимо провести диагностику, если в итоге выяснится, что конденсатор в исправном состоянии, внешняя целостность якоря, а также окажется, что сопротивление обмоток статора имеет такое же сопротивление, то необходимо внимание износ щеток
Чтобы проверить этот момент, нужно при помощи отвертки прижать щетки дрели-перфоратора к анкеру. При этом необходимо помнить, что ручка инструмента должна быть из диэлектрика, иначе есть вероятность получения удара электрическим током. Если при контакте дрель начинает работать на полную мощность, вся проблема в щетках. В этом случае их необходимо заменить на новые. Но иногда такая замена не дает желаемого эффекта, поэтому рекомендуется сменить и держатели.
Специалисты рекомендуют не ждать, пока такая деталь израсходуется, а иногда проводить профилактический осмотр. Главный признак необходимости замены — это увеличение искр в вентиляционных прорезях, расположенных на корпусе. Как только это начинает наблюдаться, следует немедленно готовить новые кисти.
Если перфоратор не работает на полную скорость или, опять же, щетки блестят, его необходимо очистить. Для этого наждачной бумагой «0» зачищается коллектор в том направлении, в котором вращается анкер. Далее необходимо разрезать диэлектрические прокладки, которые расположены между пластинами коллектора. Эта процедура выполняется с помощью фрезы, и, если есть возможность, лучше всего проделать всю процедуру на токарном станке.
Можно применить другой метод. В патрон дрели втыкается якорь, затем на малой скорости, прижимая наждачную бумагу к коллектору, включаем.
Перфорация может не работать, если на импортированной модели установлены чужие кисти. Но в случае сильной искры есть вероятность, что якорь перегорел, о чем также свидетельствует сильный нагрев обмотки. Искры могут быть вызваны многооборотной цепью. Если у дрели есть одна из двух щеток, проблема, скорее всего, в статоре. Он просто перегорел.
Чтобы в этом убедиться, необходимо измерить индикаторы сопротивления обмоток при помощи тестера. На обоих элементах должна быть отметка 4 Ом. В случае, если показатели различаются, это будет прямым свидетельством неисправности статора. Затем нужно приступить к перемотке обмоток.
Также может быть проблема со шнуром питания. Если перфоратор используется достаточно интенсивно, есть вероятность, что в некоторых местах они изношены. Это может привести к немедленному отказу дрели. Для определения места неисправности необходимо «прозвонить» провод до самого спускового крючка. Если даже при диагностике выяснится, что они в хорошем состоянии, то нужно проверить сам ключ.
Также может произойти повреждение двигателя
В этом случае следует обратить внимание на якорь (что бывает чаще всего) или на статор. В моделях дорогих фирм используется обмоточный провод, который покрыт специальной термостойкой краской
В то время как более дешевые аналоги не уделяют должного внимания изоляции. Следовательно, если такой перфоратор долго работает без перебоев, двигатель не успевает остыть, и со временем он сгорит.
Степень искрения
Качество переключения по ГОСТ 183-74 (таблица 1) оценивается по степени искрения (класс переключения) под ходовой кромкой щетки, то есть под кромкой, с которой пластины коллектора выходят при их вращении. Степени воспламенения 1, 1¼ и 1½ допустимы во всех режимах работы.
Таблица 1
Степень искры (класс коммутации) электрических машин
Степень блеска (класс переключения) | Характеристика степени блеска | Состояние коллектора и щеток |
1
1¼ |
Нет искры (переключение в темноте)
Слабое место, которое сверкает под небольшой частью кисти |
–
Отсутствие почернения коллектора и нагара на щетках |
1½ | Слабые блестки под большей частью кисти | Появление следов почернения на коллекторе, легко устраняемых очисткой поверхности коллектора бензином, а также следов нагара на щетках |
2 | Блестит под всем краем кисти. Разрешено только при кратковременных скачках нагрузки и перегрузках | Появление следов почернения на коллекторе, не устраненных очисткой коллектора бензином, а также следов нагара на щетках |
3 | Значительные искры по всему краю кисти с большими летящими искрами. Допускается только в моменты прямого зажигания (без шагов реостата) или реверсирования машины, если коллектор и щетки остаются в состоянии, подходящем для дальнейшей работы | Значительное почернение на коллекторе, которое не устраняется очисткой поверхности коллектора бензином, а также сжиганием и разрушением щеток |
Искрит мотор стиральной машины
Если в стиральной машине искра идет снизу, проблема, скорее всего, в электродвигателе, приводящем в движение барабан. В большинстве случаев здесь используются щеточные моторы, которые со временем изнашиваются и начинают давить. Но не сердитесь — очень часто полная замена не требуется, а самостоятельный ремонт мотора обернется простой заменой щеток. Попробуем подробнее рассмотреть ремонтные работы.
Щетки для электродвигателей стиральных машин
Электродвигатели с щетками передают мощность на обмотки через графитовые щетки, которые трутся о вращающийся коллектор. Высокая скорость вращения приводит к износу щеток, что вызывает искры: ухудшается контакт с лезвиями, появляются искры и даже неприятный запах. И чем больше износ, тем больше искр появляется в месте соприкосновения вращающегося ротора и щеток. Решение этой проблемы очень простое — нужно просто поменять щетки электродвигателей стиральной машины. После этого двигатель сможет продолжить свою работу. Для замены щеток необходимо снять ремни с вала мотора, отсоединить соединительные клеммы, через которые подается питание, открутить крепеж мотора и аккуратно снять его — на этом этапе может бачок, к которому подсоединяется снятый мотор мешают нам. Приложив немного умения и терпения, двигатель снимут.
Дополнительно задача будет решена одним из двух способов:
- Без разборки двигателя.
- С разборкой двигателя (актуально для старых моделей);
Старые моторы сконструированы таким образом, что щетки с опорами находятся внутри корпуса — в этом случае мотор нужно разобрать, щетки заменить и собрать, позаботившись о том, чтобы он был правильно установлен (для этого отмечаем сторону с маркером, чтобы вы знали, как позже объединить несколько частей разобранного двигателя). Если мотор новый, для замены щеток разбирать его не нужно: их крепления видны снаружи. В этом случае щетки снимаются обычной отверткой, которая вдавливает крепежи
Как только произведена замена, мы устанавливаем двигатель на месте и проводим пробные испытания
В этом случае снятие щеток осуществляется обычной отверткой, которой зацепляются крепежи. Как только произведена замена, мы устанавливаем двигатель на месте и проводим пробные испытания
Если мотор новый, для замены щеток разбирать его не нужно: их крепления видны снаружи. В этом случае снятие щеток осуществляется обычной отверткой, которой зацепляются крепежи. Как только произведена замена, мы устанавливаем мотор на место и проводим пробные испытания.
Щетки электродвигателя стиральной машины блестят даже на совершенно новой машине — контакт шлифует. То же самое может происходить после замены изношенных щеток время от времени.
Поломка ламелей коллектора двигателя
Есть ли искра в двигателе стиральной машины? Так что причина может заключаться в неисправных ламелях (контакты на коллекторе контактируют со щетками). Такие поломки происходят из-за перегрузок, которым подвержены некоторые пользователи техники: сказываются излишне частая стирка и перегрузка веса белья. Если оставить стиральную машину в покое и не перегружать барабан бельем, планки могут прослужить долгие годы без каких-либо поломок.
Что делать, если искра возникла из-за сломанных ламелей? В этом случае рекомендуется полностью заменить двигатель — это будет лучшим выходом из сложившейся ситуации. Если щетки поддаются легкой замене, они, скорее всего, не справятся с планками.
Как заменить самостоятельно
Что может быть проще, чем замена щеток на болгарке. Однако и здесь есть некоторые нюансы, которые следует учитывать, чтобы не повредить электроинструмент. Для начала нужно правильно выбрать расходные материалы. При выборе нужно опираться на модель болгарки или снимать установленные щетки и снимать их размер. Приобретайте новинки для этих размеров. О том, сколько стоят такие устройства, говорить нет смысла, так как это ерунда.
После покупки расходников заменяются щетки. В этом случае для начала нужно посмотреть модель болгарки. Некоторые производители оснащают свои электроинструменты специальными валами для быстрой замены щеток. Они представляют собой пластиковый колпачок, который закручивается и откручивается отверткой.
Если это болгарка, у которой нет специального вала для быстрой замены щеток, необходимо будет разобрать корпус для доступа к расходным материалам. После получения доступа к замене расходных материалов дальнейшие действия выполняются в следующей последовательности:
- Получив доступ к щеткодержателю, необходимо отсоединить от него контактный провод
- Отсоедините контактный провод, который также подключен к щеткодержателю
- Восстановить удаленный элемент
- Очистите место установки щетки, так как она должна двигаться свободно и без заедания
- Установите новую деталь в порядке, обратном снятию
- Перед установкой щеткодержателя на место необходимо осмотреть коллектор. Если есть признаки нагара, их следует удалить
- Таким же образом выполните процедуру замены на другой стороне
Зная, как менять щетки на болгарке, следует сразу их заменить. Чем больше искр вырабатывают устройства на электроинструменте, тем скорее их потребуется заменить. При замене также нужно учитывать, что менять устройства нужно попарно, а не по одному.
Подводя итоги проделанной работы, стоит отметить, что поводов для включения щеток болгарки много, и искать поломку в любом случае нужно. Если установить причину искрения невозможно, инструмент необходимо показать специалисту, который выявит неисправность и устранит ее. Это лучше, чем продолжать работу с неисправным инструментом, который может сгореть или выключиться в любой момент. Только при правильном подходе к ремонту и обслуживанию электроинструмента можно добиться его длительного использования.
Дрель искрит на щетках — что делать
Итак, ваша дрель блестит на ваших кистях, и вы не знаете, что делать в такой ситуации. Эта статья расскажет вам, почему это происходит, нужно ли это исправить и, если необходимо, как это сделать.
Следует сразу отметить, что наличие этих искр во время работы — вполне допустимое явление. Это верно только в том случае, если искры маленькие и их не так много. Если заливать напрямую, это может указывать на неисправность.
Обратите внимание, что на новом исправном электроинструменте щетки также могут сильно искрить впервые, так как им нужно сначала привыкнуть к этому. Притирка обычно занимает 10-15 минут работы. Если все-таки он остался как был, то инструмент лучше вернуть в магазин с рекламацией.
Если у вашей дрели уже нет гарантии, вы можете попробовать все исправить самостоятельно.
Но сначала опишем причины этого явления.
Почему искрят щетки в электродвигателе
Искры даже на исправном двигателе возникают из-за механического напряжения между щетками и коммутатором. Щетка, двигаясь по коллектору от одного его контакта к другому, попеременно образует и разрывает связь с каждым из них. Теперь вспомните, что произойдет, если вытащите из розетки какой-либо работающий электроприбор — обычно в этот момент между вилкой и розеткой проскакивает искра. В случае щеточного двигателя это то же самое явление.
Поэтому допускается даже небольшая искра даже на ремонтируемом электродвигателе, так как здесь постоянно происходит замыкание и разрыв.
Причины сильного искрения и способы их устранения
Теперь перейдем к сильной арке. В основном это происходит по следующим причинам:
- загрязнение контактов коллектора нагаром
- попадание графитовой пыли между контактами коллектора
- межвитковая цепь в обмотке якоря
Давайте рассмотрим каждый элемент отдельно.
- Нагар возникает из-за перегрева двигателя. Наличие нагара приводит к еще большему трению, что приводит к еще более быстрому перегреву и еще большему образованию нагара. Что очень быстро приводит к поломке.
Избыточные искры здесь получаются из-за того, что нагар образуют дополнительное сопротивление, при котором искра, однажды разорванная, оказывается более крупной и мощной.
Как правило, нагар следует удалять немедленно.
Делается это нулевой наждачной бумагой. То есть необходимо снять коллектор вместе с анкером и тщательно его очистить. В идеале чистку желательно проводить на токарном станке, чтобы не нарушить правильность обода. Но, как правило, это невозможно, поэтому без ручной зачистки можно обойтись. Главное — не переборщить.
- В процессе работы дрели стираются щетки, в результате чего образуется графитовая пыль. Он может легко накапливаться между контактами коллектора и приводить к короткому замыканию между ними, поскольку является проводником электричества и имеет собственное сопротивление. Из-за этого ток распределяется неравномерно, что приводит к появлению в некоторых местах больших искр.
В рабочем сверле стирание происходит довольно медленно, поэтому графитовая пыль практически не накапливается. В результате его накопление сигнализирует о неправильном положении щеток во время работы. Обычно это происходит, когда они не прилегают друг к другу в своей канавке, а, наоборот, имеют некоторый люфт.
Это часто случается при замене кистей, когда они не подобраны подходящего размера
Поэтому при замене этой точки нужно быть очень осторожным
Ремонт такой неисправности производится путем удаления пыли острым инструментом и замены щеток на более подходящие размеры.
- В случае спирального короткого замыкания в якоре ток протекает с более высоким значением на одни контакты и более низким значением на другие. Из-за этого в некоторых местах протекает больше тока, чем необходимо, в результате чего образуются большие искры.
Заниматься выявлением такого замыкания необходимо, когда два предыдущих пункта не дали особого эффекта. Его изготавливают на специальном устройстве, создающем переменное магнитное поле. Когда якорь помещается в это поле, он начинает вибрировать, так как в нем появляются наведенные токи.
Некоторые делают такое устройство самостоятельно из силового трансформатора, в сердечнике которого делается вырез, куда ставится якорь.
Если причина в многооборотной цепи, то необходимо перемотать обмотку или полностью заменить якорь.
Это причины чрезмерного искрения на щетках сверла. Помните: если ничего не предпринять, скорее всего, двигатель скоро выйдет из строя. Поэтому не поленитесь и следуйте рекомендациям, данным в статье.
Как понять что нужно менять щетки
Многие меняют кисти только после того, как обнаруживают сильную дугу инструмента, а также появление запаха гари. Многие мастера даже не останавливаются на этих сигналах и продолжают работать с инструментом до тех пор, пока он не перестанет включаться. Когда необходимо заменить угольные щетки, чтобы не повредить устройство электроинструмента. Для этого есть следующие признаки:
- Сильные искры: при наличии признаков сильных искр необходимо разобрать прибор и осмотреть расходные материалы. Искры — первый признак того, что расходники скоро будут заменены
- Появление запаха гари: если при использовании инструмента чувствуется запах угля, рекомендуется разобрать болгарку и заменить графитовые щетки
- Когда основная часть изношена более 30% -40%. Однако определить его исходную длину практически невозможно, если не измерить ее перед установкой элементов
- Если вы испытываете такие симптомы, как подергивание или рычание электроинструмента
Также замене подлежат устройства, если они обнаруживают неравномерный износ и имеют неодинаковое качество.
Это интересно: для бытовой болгарки не рекомендуется приобретать щетки на медной связке, так как они быстро выведут из строя коллектор якоря из-за высокого содержания меди в составе. Медные элементы могут использоваться в шлифовальных машинах, у которых есть специальное покрытие на пластинах коллектора.
Признак износа щеток электродвигателя
Отличительной особенностью всех электродвигателей является наличие в их конструкции коллекторно-щеточного узла. Он обеспечивает электрическое соединение между цепью ротора и цепями в неподвижной части двигателя и состоит из коммутатора (ряд контактов на самом роторе) и щетки (движущиеся контакты вне ротора, прижатые к коммутатору).
Когда электродвигатель работает, он почти всегда дает искру. Иногда это не означает ничего страшного, а иногда сигнализирует о том, что устройство скоро выйдет из строя. В любом случае полезно знать, почему у электродвигателя тоже искры — это поможет при необходимости вовремя сработать. В этой статье мы рассмотрим причины искрообразования во время работы двигателя и способы решения проблем, вызывающих повышенное искрообразование.
Для начала определимся: непостоянный контакт щеток и коллектора по умолчанию приводит к дуге. Это связано с тем, что во время работы много раз в секунду электрическая цепь ротора замыкается и размыкается.
Ротор содержит обмотку. Эта обмотка в первую очередь является индуктивной нагрузкой. Это, в свою очередь, означает, что разрыв такой цепи вызывает переходный процесс, связанный с возникновением небольших дуг от самоиндукции обмотки — как самого ротора, так и статора. Понятно, что щетки и пластины коллектора со временем изнашиваются, но иногда проблемы возникают не только с этим.
Учитывая вышесказанное, необходимо признать, что даже исправный и хорошо смонтированный электродвигатель не может работать без искр. Ремонтопригодное устройство в штатном режиме развивает рабочую скорость, набирает мощность и немного искрится. Но если искр много, это серьезный повод для беспокойства.
Износ щетки как причина искр
Первой и основной причиной искр является износ щеток. При значительном износе двигатель не сможет развить максимальную скорость и получить максимальную мощность, к тому же он будет очень сильно воспламеняться и не сразу запустится.
Как узнать, так ли это? Если прижать изношенные щетки к коммутатору с помощью отвертки или другого инструмента, это закроет контакт и запустит двигатель, но после ослабления зажима снова появится сильная дуга — зазор между щетками и пластинами заполнится небольшие арки. При таких симптомах можно сделать вывод, что щетки изношены и нуждаются в замене. Иногда есть возможность заменить щетки по отдельности, но чаще требуется замена всего набора, включая щеткодержатель и пружины.
Короткое замыкание в обмотке ротора как причина возникновения дуги
Обмотка ротора коллекторного двигателя состоит из нескольких секций. Если один из них поврежден и между витками произошло короткое замыкание, ток будет течь в него с большей силой, чем в другие. Из-за этого часть обмотки начнет перегреваться и начнет генерировать повышенное количество искр. Именно так вы можете установить этот узор — искра будет подниматься только в отдельной области, а не равномерно. Это исправляется перемоткой ротора или его заменой.
Неисправность обмотки статора как причина возникновения дуги
Неисправность очень похожа на предыдущую и диагностируется аналогично — нерегулярные искры. Если с обмоткой ротора все в порядке, проверьте сопротивление обмотки статора — оно должно быть одинаковым для каждой из половин. Значительная разница в сопротивлении указывает на необходимость перемотки или замены статора.
Загрязнение коллектора как причина искр
В процессе работы двигателя его щетки изнашиваются и на коллекторе образуется графитовая пыль. Он накапливается между пластинами и создает дополнительные нежелательные короткие замыкания, которые, в свою очередь, вызывают искры. В этом случае будет достаточно удалить пыль и грязь между посудой наждачной бумагой.
Не лишним будет проверить положение щеток: любое отклонение от их нормального положения значительно ускоряет образование пыли и износ щеток.
Еще одна причина загрязнения коллектора — нагар из-за перегрева во время работы. Когда все другие причины возникновения искр на двигателях будут проверены и устранены, очистите контакты коллектора от нагара: это улучшит контакт щеток с ним и уменьшит количество образующихся искр. Углерод удаляется так же, как и графитовая пыль, наждачной бумагой. Единственное отличие состоит в том, что ротор нужно вращать при заблокированном коллекторе.
Плохой контакт
В большинстве случаев щетки включаются при плохом контакте с коммутатором. Так бывает, если вы установили новые. Для более плотного прилегания щеток к коллектору вы можете использовать «скин-ноль» или просто запустить пылесос на средней скорости примерно на 20 минут. Обязательно проверьте состояние подшипников, так как их износ может вызвать эксцентриситет и неравномерное вращение ротора. Точно так же между пластинами коллектора появляются изолирующие выступы, царапины на поверхности и различные неровности. Для полировки используйте наждачную бумагу.
Щетки не должны висеть в щеткодержателе, а иметь свободный ход, который обеспечивается пружиной, состояние которой также играет важную роль.
Если вы решили заменить щетки, обязательно обратите внимание на то, насколько сильно пружина прижимает их к коллектору. Иногда для того, чтобы щетки давили сильнее, достаточно немного растянуть пружину.
Проверка контактов щеточно-коллекторного блока
Причиной искрения обслуживаемых частей агрегата может быть недостаточный контакт из-за недостаточного контакта с ламелями коллектора. Во время работы пылесоса на поверхностях коммутирующих частей мотора образуются неровности, препятствующие необходимому контакту. Устранить неровности, бороздки и царапины на коллекторе поможет шлифовка мелкой наждачной бумагой — «ноль».
Совет! Если щетки слишком сильно сверкают, их следует плотнее прижимать к коллектору за счет пружин. В этом случае нельзя нарушать свободное движение запорных элементов.
Проблемы при неправильной разборке
Неосторожное обращение и неправильное использование инструмента может привести к следующим проблемам при разборке:
- Повреждение контактной группы ротора. Причина та же — попробуйте зажать ротор плоскогубцами или заклинить отверткой.
- Повреждение щеткодержателя. Они возникают в результате попыток заблокировать вал, вставив отвертку или плоскогубцы в отверстия щеткодержателей без разборки щеток.
- Повреждение крыльчатки. Они приводят к попыткам оторвать вал двигателя от крыльчатки при откручивании гайки.
Чтобы избежать этих проблем, достаточно следовать описанным выше рекомендациям.
Назначение щеток на УШМ
Прежде чем выяснять причины включения щеток на болгарке, необходимо разобраться в их назначении. Коллекторные щетки используются не только в конструкции угловых шлифовальных машин, но и в устройстве всех современных электроинструментов: дрелей, перфораторов, лобзиков и других. В конструкции болгарки и другого электроинструмента используются 2 щетки, которые имеют простую конструкцию. Эта конструкция основана на следующих элементах:
- Основная часть имеет прямоугольную форму и изготовлена из углерода или графита
- Контакт — это проводник соответствующего диаметра, по которому протекает электрический ток. Контакт соединяет провод с графитовой деталью
- Пружина — это механизм, обеспечивающий прижим основной части к коллектору. На элементе может не быть пружины, и это указывает на то, что такая щетка предназначена для установки в электроинструмент, где щеткодержатели имеют встроенный фиксирующий механизм в виде изогнутой пластины
Устройства предназначены для передачи электрического тока на ротор электроинструмента. Напряжение, снятое со статора, подается на ротор, которое воспроизводится с помощью угольных щеток и коммутатора. Электроснабжение коллектора обеспечивает его вращение. При вращении ротора устройства контактируют с коллектором (медные ламели являются выводами обмоток якоря), обеспечивая непрерывное протекание электрического тока.
В процессе использования устройств они истираются, поэтому относятся к разряду расходных материалов. Срок службы щеток зависит не только от срока службы электроинструмента, но и от материалов, из которых они изготовлены. На износ щеток влияет не только механическое воздействие силы трения, но и тепловое воздействие. Электрический ток, проходящий через проводник, вызывает его перегрев. Чем выше сила тока, тем выше температура нагрева. Когда ток проходит через графитовые щетки, они также нагреваются. Чем больше нагрузка на электроинструмент, тем больше ток и соответственно повышается температура, что отрицательно сказывается на целостности расходных материалов.