- Что такое неопасные отходы?
- Оформление лицензии в области обращения с отходами на группы отходов
- Определение транспортирования отходов (ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»)
- Правила перевозки опасных грузов
- Некоторые виды опасных отходов:
- Порядок получения лицензии
- Этап 1: проверка ФБУЗ
- Этап 2: обращение в Роспотребнадзор
- Этап 3: получение лицензии в Росприроднадзоре
- Сроки получения
- Требования к работе
- Сбор
- Транспортирование
- Размещение
- Утилизация
- Как регулируется деятельность?
- Порядок подтверждения безопасности отходов
- Документы для установления 5 класса
Что такое неопасные отходы?
К последнему 5 классу относится мусор, который практически не наносит вреда экосистеме и здоровью человека. Разрушается до 3 лет. Такие отходы в большинстве случаев являются остатками повседневной деятельности человека.
Среди них:
- питание — уборка, пищевые отходы, в том числе от предприятий общественного питания, просроченные продукты;
- бытовые отходы полиэтилен, мешки, обычные электрические лампы, мусор после уборки помещений и улиц;
- бумага – газеты, книги, бумага, гофрокартон, лом, а также стружка, зола, опилки;
- строительство — щебень, чугун, сталь, гипс, кирпичный щебень, твердый цемент, керамика;
- упаковка – большие ящики из дерева, картонная упаковка;
- технические — кабельная изоляция, абразивные круги.
Полный перечень представлен в ФККО, действующем на основании приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445. Согласно этому федеральному каталогу все виды отходов обозначаются отдельными одиннадцатизначными кодами. Первые 8 знаков обозначают тип, состав мусора, 9-й и 10-й — его форму, агрегатное состояние, 11-й — класс опасности. Код неопасных отходов имеет в конце цифру 5.
ФККО обновляется и дополняется ежегодно. Список отходов последнего класса постепенно сокращается. Некоторые виды переводятся в 4 класс пониженной опасности, после чего работа с ними лицензируется.
Оформление лицензии в области обращения с отходами на группы отходов
Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, обезвреживанию, обезвреживанию отходов I–IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 31.12.2017 г.) — Федеральный закон № 99-ФЗ).
Лицензия — специальное разрешение на право юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять определенный вид деятельности (выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), что подтверждается документом, выдаваемым лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении на получение лицензии указана необходимость оформления такого документа в форме электронного документа (п. 99-ФЗ).
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (далее – Положение № 1062) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 1062 от 03.10.2015.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или направляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с главами 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ, которым для сбора, перевозки, обработки, обезвреживания, обезвреживания, захоронения отходов I-IV классов опасности указывается перечень конкретных видов отходов I-IV классов опасности с указанием их наименований , классы опасности и коды по ФККО, а также перечень работ, составляющих деятельность по обращению с отходами, которым соответствуют наименования конкретных видов отходов I–IV классов опасности (раздел «а» п. 5 Положения № 1062).
Напомним, что с 1 июля 2015 года внесены изменения в ст. 15 Федер имеет приложение, в котором указаны виды отходов I-IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.
С 1 июля 2015 года бизнес-единицы начали выдавать лицензии в области обращения с отходами, что позволяет им осуществлять конкретные работы, составляющие лицензируемый вид деятельности по обращению с отдельными видами отходов I–IV классов опасности, включенных в ФККО.
При этом в случае планового обращения с другими видами отходов, не включенными в лицензию, хозяйствующие субъекты обязаны были переоформить ее на основании, указанном в ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ: изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Следовательно, изменения в хозяйственной деятельности предприятия, приведшие к необходимости обращения с новыми видами отходов I–IV классов опасности, повлекли за собой значительные затраты на переоформление лицензии (например, в части привлечения сторонней организации и оплаты государственная пошлина). А в случае непродления лицензии субъекты хозяйствования несли риск привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14,13/ч 1 шт. 19.204 КоАП РФ (далее – КоАП РФ) (в зависимости от того, направлена ли данная деятельность на получение дохода или нет) за осуществление лицензионной деятельности в область обращения с отходами с видами отходов, которые не включены в концессию.
Позже эта проблема была решена законодателем следующим образом: в ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ внесены изменения[5], вступившие в силу 31 декабря 2017 г., согласно которым приказ (предписание) лицензирующего органа о выдаче лицензии на осуществление сбора, перевозки, переработки, утилизации , размещение, размещение отходов I — IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, где на основании заявления о выдаче лицензии или заявления о переоформлении лицензии определяется соответственно ст. 13 и 18 Федерального закона № 99-ФЗ указываются виды отходов по I–IV классам опасности и (или) группам, подгруппы отходов по I–IV классам опасности, а в соответствующие группы, подгруппы, на которые выдается лицензия, и виды деятельности, соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов.
В настоящее время под. «а» пункта 5 Положения № 1062 не приведен в соответствие с частью 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ и не может применяться в противоречащей ему части, поскольку имеет меньшую юридическую силу. Однако Минприроды России подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, переработке, размещению, обезвреживанию и размещению опасных отходов I–IV классов» который предусматривает соответствующие изменения.
По состоянию на 31 декабря 2017 года бизнес-единицам выданы лицензии в области обращения с отходами на право выполнения ими конкретных работ, составляющих лицензируемый вид деятельности по обращению с отдельными видами отходов I–IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I–IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, на которые выдана лицензия.
Письмо Росприроднадзора от 2 апреля 2018 г. № АС-10-02-36/6274 «При направлении сведений» подтверждает изложенный вывод: «. соискатель лицензии вправе по своему усмотрению обратиться с заявлением о присуждении / переоформление лицензии на отдельные виды отходов и (или) группы и (или) подгруппы отходов, с указанием класса опасности для видов отходов соответствующих групп, подгрупп, в отношении которых выдана лицензия».
См. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании отдельных законодательных актов (норм законодательства) Российской Федерации как недействующий (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).
Это влечет за собой наложение административного штрафа:
- для резидентов в размере от 2000 до 2500 руб.;
- для должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
- для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.,
с конфискацией произведенной продукции, производственных инструментов и сырья или без таковой.
Предупреждение или наложение административного штрафа влечет:
- для резидентов в размере от 500 до 1000 руб.;
- для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц — от 170 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
См. Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Формы заявлений о выдаче и переоформлении лицензии утверждены приказом Росприроднадзора от 16 марта 2016 г. № 132 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при осуществлении лицензирование деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию, обезвреживанию, захоронению отходов I–IV классов опасности».
Определение транспортирования отходов (ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»)
Во-первых, согласно ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» правильно использовать термин «вывоз отходов» вместо привычного «вывоз отходов».
Во-вторых, Закон «Об отходах производства и потребления» дает определение этому виду обращения с отходами:
«Вывоз отходов — перемещение отходов автотранспортом за пределы земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах». Это означает, что отходы, вывезенные с территории компании, автоматически становятся транспортабельными. Даже если ваш бизнес расположен на двух участках земли, разделенных дорогой (разный кадастровый номер), вы вывозите отходы при транспортировке с участка на участок, если выезжаете на дорогу. У нас был такой клиент — агрофирма, и мы получили для него лицензию на вывоз мусора.
Перевозка отходов, иначе говоря, транспорт входит в общий термин «обращение с отходами» вместе с деятельностью по сбору, накоплению, переработке, переработке, обезвреживанию и удалению отходов.
Организации, осуществляющие транспортировку отходов I-IV классов опасности за пределы земельного участка своего предприятия, должны получить лицензию на транспортировку отходов, в соответствии с ФЗ-99 о лицензировании видов деятельности.
Требования к транспортированию отходов отходов I-IV классов опасности
Перед подачей заявления на получение лицензии заявитель должен убедиться, что выполняются лицензионные требования:
- Лица, имеющие допуск к перевозке отходов I-IV классов опасности, должны иметь документы о квалификации, необходимые для работы с данным видом отходов.
- Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности возлагается на соответствующее должностное лицо в организации. Это может быть генеральный директор, директор, технический директор или главный инженер в компании, начальник производственного подразделения или эколог в компании.
- На каждый перевозимый вид отходов 1-4 класса опасности должен быть паспорт отходов в соответствии с ТКЦ.
- Транспортные средства (грузовые поезда, самолеты, крытые и открытые автомобили, контейнеры, цистерны, трубопроводы) должны быть специально оборудованы для перемещения отходов и снабжены специальными знаками.
- Транспортировка отходов должна осуществляться в соответствии с требованиями безопасности.
- При перевозке перевозчик должен иметь документы на перевозку и передачу отходов, в которых указывается количество перевозимых отходов, цель и место назначения перевозки.
(ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», ст. 15, 16).
Правила перевозки опасных грузов
Опасными грузами являются «все вещества и материалы, которые в силу присущих им характеристик и свойств могут представлять опасность для жизни и здоровья человека, причинять непоправимый ущерб окружающей среде и приводить к порче или уничтожению имущества».
Если отходы, которые перевозит ваша компания, представляют собой опасные грузы, перевозка таких веществ регулируется другим сводом правил.
Процесс получения лицензии на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом описан в РД 3112199-0199-96.
Некоторые виды опасных отходов:
- взрывной;
- яды, инфекционные вещества;
- радиоактивные материалы;
- легко и самовозгорающихся веществ.
(Весь перечень представлен в ГОСТ 19433-88 «Груз опасный. Классификация и маркировка»).
Транспортировка промышленных отходов на полигоны и вспомогательные производства должна осуществляться на специально оборудованных транспортных средствах. (СанПиН 2.1.7.1322-03).
При перевозке отходов I–IV классов опасности, не входящих в перечень опасных грузов, необходимо руководствоваться требованиями природоохранного законодательства по обращению с отходами.
Транспортные средства, перевозящие опасные отходы, должны быть оборудованы информационными табло с указанием класса перевозимой нагрузки. Эти таблицы включают ЭМС, номер ООН и грузовую этикетку.
Согласно ДОПОГ (автомобильные перевозки опасных грузов) столы размещаются с двух сторон и сзади транспортного средства, перевозящего опасные отходы (в цистернах, контейнерах или навалом).
Информацию о номере FN можно найти в ADR. Изображения знаков опасности представлены в ГОСТ 19433-88 «Груз опасный. Классификация и маркировка» и ДОПОГ.
Порядок получения лицензии
выдать лицензию на обращение с отходами, согласно тому же закону «Об отходах производства и потребления», имеет право только орган исполнительной власти. На данный момент это Росприроднадзор.
Сам процесс лицензирования осуществляется в соответствии с отдельным Законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но с учетом Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Этап 1: проверка ФБУЗ
Цель: получить экспертное заключение на соответствие вида деятельности (в нашем случае это перевозка отходов) СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1386-03.
ФБУЗ запрашивает документы:
Учредительные документы.
Пояснительная записка следующего содержания:
- примечание;
- данные о соискателе лицензии и его основной деятельности;
- данные о деятельности по обращению с отходами, осуществляемой на предприятии;
- данные о производственных процессах, являющихся источниками образования отходов.
Приложение к пояснительной записке. Если бизнес намерен получить разрешение на вывоз отходов, заявление будет содержать копии следующих документов:
- что подтверждает наличие у заявителя специально оборудованного транспорта со специальными знаками;
- что доказывает наличие специальной подготовки сотрудников в сфере обращения с отходами (эта же бумага запрашивается у самого заявителя, если он является ИП);
- для заявителя — юридического лица — копия документа, подтверждающего наличие работника организации, ответственного за допуск других работников к обращению с отходами I — IV класса.
Обучение обращению с отходами в настоящее время предлагается во многих учебных центрах. Существуют специализированные курсы, например, для подготовки водителей, профессионально занимающихся перевозкой опасных отходов.
Отходы часто собираются перед их транспортировкой, т е получением или получением отходов от предприятий и/или жителей. Возможно, вашей компании необходимо получить лицензию на сбор, транспортировку, обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса опасности. В этом случае список документов должен быть дополнен.
ФБУЗ изучает документы компании, а затем организует выездную проверку для проверки достоверности информации в бумагах.
Если все лицензионные требования соблюдены и ситуация в компании соответствует описанной, ФБУЗ выдает экспертное заключение о соблюдении предприятиями экологических норм.
Этап 2: обращение в Роспотребнадзор
Цель: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии лицензионных работ санитарно-гигиеническим нормам.
Роспотребнадзор запрашивает документы:
- заявление (форма представлена в Приложении 1 к Приказу Роспотребнадзора № 775);
- экспертное заключение, полученное в ФБУЗ.
Материал изучается в течение 30 дней.
Документы возвращаются на доработку при наличии нарушений оформления, содержания или комплектности.
Обработка документов прекращается при наличии в них недостоверных сведений (особенно это касается результатов экспертизы) или при отсутствии данных о заявителе в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРИП).
При отсутствии проблем предприятие получает санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии СанПиН 2.1.7.1322-03.
Этап 3: получение лицензии в Росприроднадзоре
Цель: получить лицензию на обращение с отходами.
Документы, собранные Росприроднадзором:
- заявление (форма представлена в Приказе Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132);
- санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора;
- копии документов, подтверждающих выполнение всех лицензионных требований: наличие оборудованного транспорта, профессиональную подготовку работников, юридические лица также должны доказать наличие штатного работника, контролирующего допуск других работников к операциям с отходами.
(Эти документы были отправлены в ФБУЗ.)
Если мы подаем документацию в электронном виде, мы подкрепляем ее усиленной электронной подписью.
После рассмотрения материала на предмет содержания, оформления и подлинности электронной подписи (при необходимости) Росприроднадзор выезжает на само предприятие, где инспекторы проверяют, технически готово ли ваше предприятие к проведению работ по вывозу отходов.
Если отклонений от лицензионных требований не обнаружено, компания получает лицензию на перевозку отходов в течение двух дней с момента составления акта проверки.
Официально вы получаете лицензию на обращение с отходами I — IV класса опасности, в приложении, где будет разъяснено, какие виды работ были лицензированы и с какими отходами согласно FCC.
Процесс лицензирования такой же, если вам необходимо получить лицензию на сбор и транспортировку отходов.
Сроки получения
Вся процедура занимает примерно 5,5 месяцев, из которых:
- разработка исходных данных (пояснительная записка и копии документов, подтверждающих выполнение всех лицензионных условий) — ок. 1 месяц;
- согласование в ФБУЗ — около 1 месяца;
- согласование в Роспотребнадзоре — до 30 дней (календарных), иногда немного затягивают с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения;
- получение лицензии от Росприроднадзора занимает около 2,5 месяцев (50 рабочих дней, если быть точным), включая выездную проверку.
Процесс может занять ок. 1 месяц, если есть необходимость в доработке документов. Получить лицензию на сбор и транспортировку отходов можно в течение тех же 5,5 месяцев.
Для детального изучения деятельности по транспортировке отходов рекомендуем изучить следующую литературу:
- ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления».
- ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и утилизации отходов производства и потребления».
- Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию, обезвреживанию, обезвреживанию, захоронению отходов I — IV классов опасности».
- РД 3112199-0199-96 «Методические указания по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом»
Требования к работе
В законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что на деятельность с отходами 5 класса лицензия не требуется. Но это не значит, что можно бесконтрольно обращаться с безвредными отходами.
Согласно Закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» имеющиеся отходы, независимо от степени опасности, должны собираться, транспортироваться и храниться в соответствии с установленными требованиями.
Все те, кто эксплуатирует и содержит предприятия, помещения, здания, территории, также обязаны соблюдать экологические, гигиенические, санитарно-эпидемиологические правила.
Правила направлены на безопасность для общей экосистемы, человека, окружающей его среды. Учитывая специфику неопасных отходов, правила обращения с ними в основном направлены на сбор, хранение и транспортировку.
Сбор
Для сбора неопасных отходов разрешение не требуется. Однако существует ряд правил, которые необходимо соблюдать при сборе, хранении и утилизации этого вида мусора.
Ежедневные отходы собираются и хранятся в специально отведенных местах. Это делается для накопления различных видов отходов в объеме, достаточном для отправки их на следующую стадию переработки. Максимальный срок накопления 11 месяцев. По истечении этого периода начинается процесс размещения.
В зависимости от источника мусора допускается их расположение:
- на открытых площадках со специальным оборудованием;
- в производственных помещениях;
- в пунктах утилизации;
- на территории, в помещениях организаций, занимающихся утилизацией и обезвреживанием отходов.
Способ размещения зависит от агрегатного состояния, свойств веществ. Для этих целей используются различные контейнеры, ящики, складские конструкции, станции и мобильные транспортные средства.
При сборе мусора в нестационарных складах, открытых сооружениях, в негерметичных контейнерах необходимо соблюдать следующие требования:
- расположение пункта сбора с подветренной стороны жилого квартала;
- защита поверхности отходов от ветра, осадков, например с помощью навесов, брезентов;
- уложить на поверхность участка покрытие, устойчивое к воде и химическому воздействию, например, асфальт, керамическую плитку, керамзитобетон;
- установка по периметру площадки налива ливневых стоков без сброса неочищенных загрязненных стоков в ливневую канализацию или водоемы;
- использование пылеподавителей для мелких частиц.
Максимальное количество отходов 5 класса, разрешенное к разовому сбору на закрытой территории, определяется отдельно в каждом конкретном случае.
По результатам инвентаризации:
- составной;
- токсичность;
- физико-химические свойства;
- миграция микрочастиц в воздух;
- содержание вредных веществ в атмосфере.
В случае открытого хранения количество определяется по мере сбора отходов.
Транспортирование
Для перевозки отходов 5 класса заключается соответствующий договор с компанией, имеющей лицензию на осуществление перевозки.
Вывоз предназначенным для этого транспортом, оборудованным специальными знаками, осуществляется в целях:
- оборудованные полигоны;
- изделия для предприятий, занимающихся переработкой отходов.
Первый вариант транспорта негативно влияет на экосистему и увеличивает объем свалок. Второй вариант, при котором получаются новые продукты, более безопасен для природы и человека и экономически выгоден.
Периодичность вывоза собранного мусора за пределы отведенной для сбора территории регламентируется лимитами сбора, согласованными с Росприроднадзором. Лимиты устанавливаются на определенный период и учитывают экологическую ситуацию на конкретной территории.
Размещение
Размещение неопасных отходов предполагает действия с ними:
- хранение более 11 месяцев;
- похороны.
Хранение на свалках, помещения выбираются для веществ, подлежащих дальнейшей переработке. Полигон предназначен для переработанных остатков отходов, не пригодных для последующего использования.
Неопасные отходы 5 класса могут размещаться на территории специализированных организаций, а также за ее пределами в специальных хранилищах и на свалках.
В шурфах, карьерах, в местах понижения рельефа размещение происходит после укладки ложа, что предотвращает загрязнение почвы и грунтовых вод.
Утилизация
Вопрос обращения с отходами последних 5 классов важен и актуален.
Учитывая их значительный объем, простое хранение на полигонах приводит к быстрому заполнению отведенной территории, становясь экономически невыгодным.
Кроме того, увеличивается нагрузка на окружающую среду, что губительно для флоры и фауны.
Переработка отходов – это их повторное использование, переработка с получением новых продуктов. Это можно сделать практически со всеми видами неопасных отходов.
Существует 3 способа утилизации предварительно рассортированных отходов:
- утилизация – использование по назначению;
- регенерация — возвращение в производство после специальной подготовки;
- экстракция – извлечение полезных веществ.
Каждый метод используется в зависимости от состава того или иного вида отходов.
Как регулируется деятельность?
Официально подтверждено отнесение видов отходов к соответствующему классу. При этом оформляется паспорт на опасные отходы. Сертификат неопасности не требуется.
При работе с 5 классом специализированные организации должны иметь документы об отнесении каждого отдельного вида отходов к неопасным веществам.
Класс подтверждается химическим или компонентным составом конкретных отходов и устанавливается по данным ФККО.
Если состав отходов не может быть определен или вид не указан в каталоге, для проверки образцов используется экспериментальный метод. Согласно критериям, утвержденным приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536, степень воздействия на окружающую среду определяется по результатам биотестирования водной вытяжки вещества, представляемого на анализ.
Исследования проб мусора проводят специализированные лаборатории, имеющие аккредитацию.
По результатам работы заказчик получает протокол испытаний и расчет уровня опасности по 19 параметрам.
При отсутствии документов, подтверждающих безопасность, отходы могут быть отнесены государственной проверкой к 4 классу. В этом случае предприятие будет оштрафовано за отсутствие лицензии, незаконную предпринимательскую деятельность.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут учет образующихся, перерабатываемых, переданных другим лицам отходов за определенный период. Правила и порядок ведения бухгалтерского учета утверждены приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721.
Бухгалтерская информация является основой для:
- провести инвентаризацию;
- подготовка образовательных стандартов и максимальный объем размещения;
- расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- подготовка технических и статистических ежеквартальных отчетов.
Организации самостоятельно разрабатывают локальный документ по обращению с отходами 5 класса. Он может быть включен в технический регламент, паспорт предприятия или оформлен в виде технического условия, инструкции, проекта. В нем отражены коды, класс, форма, состав, воздействие на природу, условия сбора, маркировка тары, периодичность вывоза и другие параметры обращения с неопасными отходами.
Порядок подтверждения безопасности отходов
Подтверждение безвредности отходов осуществляет Росприроднадзор. Субъект, осуществляющий обращение с отходами или из которых они образуются, направляет установленную документацию в свой территориальный орган по месту деятельности.
Вы можете сделать это одним из следующих способов:
- личные на бумаге;
- почтовая служба;
- через сеть Интернет в виде электронных документов, подготовленных с использованием бесплатного сервиса на сайте Росприроднадзора.
Документы принимаются по описи, зарегистрированной в установленном порядке. Копия описи выдается заявителю.
При обнаружении некомплектности заявителю в течение 5 дней направляется письмо о необходимости устранения недостатков. Уведомление происходит аналогично получению документов. Если заявитель не устраняет указанные нарушения в течение 25 дней со дня получения, учреждение возвращает ему документы без рассмотрения.
В полной комплектации Росприроднадзор направляет представленный материал в ФБУ ФЦАО. Их оценивает Федеральный аналитический центр.
В течение 35 дней он направляет в учреждение одно из двух заключений:
- подтверждает соответствие вида отходов аналогу в ФКК, что указывает на установленный класс опасности;
- указание на несоответствие между выборкой и данными, имеющимися в FCC, с рекомендациями заявителю по устранению несоответствия между классификационными параметрами.
Если вид опасности установлен заявителем на основании критериев, ФБУ ФАО в течение 45 дней указывает в заключении:
- соответствие представленных видов определенному классу;
- либо несоответствие материалов, из-за которого возникло неверное определение степени опасности, с перечнем мероприятий по ее устранению.
При этом в случае положительного заключения ФБУ ФАО совместно с Роспотребнадзором принимают меры по включению таких отходов в состав ФККО и присвоению им идентификационного кода.
Условия информирования заявителя о днях:
- 5 — о полученном заключении;
- 45 — по результатам оценки материалов при наличии вида в ФККО;
- 55 — по результатам оценки, если вид предлагается включить в ФКК;
- 5 — при получении решения о включении вида в каталог.
Документы для установления 5 класса
Пакет документов, предоставляемых заявителем, содержит:
- заявление с личными, регистрационными данными для компании или индивидуального предпринимателя;
- сведения о происхождении отходов с указанием их первичного производства, о их физико-химическом состоянии;
- подтверждение химического состава отходов;
- акт обмеров, отбор проб с документами, подтверждающими аккредитацию лабораторий, проводивших исследования — в зависимости от метода определения состава;
- копии ТР, ТУ, стандартов, других локальных документов — при установлении состава по указанным в них сведениям;
- материалы, селекционные сертификаты, подтверждающие неопасность вида на основании критериев, копии документов об аккредитации лабораторий — при необходимости;
- предложение о совместимости вещества с имеющимся в каталоге видом отходов — если установлено на основании каталожных данных;
- предложение о включении данного вида в FCC — при определении класса по Критериям.