Немного терминологии
Сточные воды (СВ) — загрязненные воды, поступающие в ХОС, а также другие категории отходов (дождевые, талые, поливные), предназначенные для сброса в центральную канализацию.
Состав и качества сточных вод — совокупность химических, бактериологических и физических свойств сточных вод, а также концентрация загрязняющих веществ (загрязнений) и микроорганизмов.
Нормативы состава сточных вод (ССВ) — предельные значения концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, рассчитанные для сброса в централизованную канализацию. Целью нормирования качества сточных вод является защита водных объектов от загрязнения.
Водоотведение – комплекс мероприятий по приему, транспортировке и очистке сточных вод через централизованную систему.
Централизованная канализация, или канализация (ЦСК) – это комплекс инженерных коммуникаций, предназначенный для отвода загрязненных сточных вод.
Загрязненные сточные воды отводятся в центральный узел водоснабжения на основании договоров, заключенных между двумя организациями:
- подписчик;
- часть сектора водоснабжения и водоотведения (организация ВСиВО), занимающаяся удалением отходов.
Как регулируется водоотведение в РФ
Вопросы регулирования сточных вод относятся к компетенции Правительства Российской Федерации.
«Правила холодного водоснабжения и водоотведения» (Указ № 644), актуализированные в 2020 году Постановлением № 728 (далее – Правила), определяют порядок:
- Установление нормативов объема и состава сточных вод.
- Контроль соблюдения нормативов по объему и составу изымаемого СВ.
- Расчет платы за сбросы токсинов в окружающую среду в составе СВ сверх установленной ССВЭ.
- Плата за сверхнормативные выбросы.
- Подача заявления о составе СВ.
Кроме того, правила определяют:
- Перечень загрязняющих веществ, отходов и БВ, сброс которых в ЦВ запрещен.
- Перечень экологических токсинов, которые рекомендуется определять лабораторными методами в рамках контроля за выбросами запрещенных экологических токсинов.
- Перечень максимально допустимых значений CV, установленных для предотвращения негативного влияния на работу CSV.
- Значения SSV по отношению к технологически нормируемым загрязняющим веществам при сбросе сточных вод в ЦВ населенных пунктов.
Только 55% загрязнений, поступающих на очистные сооружения, очищается до нормативных значений (по данным парламентских слушаний, проведенных в 2020 году).
Для каких организаций устанавливаются нормативы?
НССС, установленный на муниципальном уровне для ТСВ, распространяется на всех абонентов с отдельными канализационными выходами.
Исключением являются определенные категории объектов для подписчиков DSV:
- Жилые и многоквартирные дома, помещения специализированного жилого фонда.
- Установки, отводящие менее 30 м3 сточных вод в сутки (суммарно по всем канализационным выходам.
Для объектов из п.2 предусмотрены дополнительные исключения — для некоторых абонентов соблюдение нормативов состава КБ является обязательным, несмотря на объемы выбросов.
К ним относятся:
- гостиницы, бани, сауны;
- кейтеринговые компании;
- склад;
- предприятия по производству продуктов питания, лекарственных средств;
- предприятия по производству стекла, цемента, гипса, бетонных изделий и керамики;
- предприятия по производству кожаных и меховых изделий;
- объекты производства тепловой энергии;
- автомойка;
- объекты для обращения с отходами, переработки;
- другой.
Только 65% населения России обеспечено централизованным водоотведением.
Основания для утверждения
Причина установления или корректировки СРВО очистных сооружений:
- Утверждение налога на добавленную стоимость или установление технологических стандартов.
- Корректировка налога на добавленную стоимость или технологических стандартов.
Отдельным основанием для пересчета НКЭР в отношении отдельных загрязняющих веществ является изменение эффективности удаления в результате работы очистных сооружений в течение календарного года более чем на 10 %.
Как устанавливаются нормативы?
Расчет нормативов и определение эффективности очистки сточных вод осуществляет организация ВКХ по формулам, приведенным в правилах.
Приведены особенности расчета ССВ в случаях, когда сброс СВ с одного очистного сооружения осуществляется:
- В разных водных объектах с разными НДС и (или) технологическими нормами.
- В один и тот же резервуар, но из разных выпусков ЦБ с разными НДС и (или) технологическими нормами.
Нормы состава ВКХ направляются организациями ВКХ в органы местного самоуправления — поселков, районов или округов для утверждения в порядке, установленном правилами. В ряде случаев НСРС утверждается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Неплатежами считаются не более 30 календарных дней.
В случае обнаружения отсутствия НДС или технологических нормативов, установления ошибок в расчетах либо факта несоответствия расчетов установленному порядку, в согласовании с НСРЭ будет отказано.
В случае непредставления организацией ВСС нормативов в установленные сроки уполномоченный орган определяет их самостоятельно путем письменного запроса необходимых документов. Для сбора необходимого материала у организации ВСС есть 5 р/дней.
Нормативы состава СВ
Для определенного перечня веществ, по которым утвержден НДС при очистке сточных вод, и установлены технологические нормы:
- на основе налога на добавленную стоимость, утвержденного для объектов водохозяйственных и коммунальных организаций;
- учитывает эффективность очистки сточных вод от загрязняющих веществ.
Стандартный перечень загрязняющих веществ с предельно допустимыми концентрациями предлагается в упр. 5 правил.
Назову несколько из списка:
- взвешенные вещества;
- ХПК;
- БПК5;
- азот;
- фосфор;
- коры и хлорамины;
- фенолы;
- сульфаты;
- сульфиды;
- железо;
- марганец;
- кадмий;
- мышьяк;
- меркурий;
- толстый;
- летучие органические соединения;
- Поверхностно-активные вещества (анионные и неионогенные);
- нефтепродукты.
Исключением из нормирования КВО являются нитрат-анионы и нитрит-анионы — при сбросе СВ через КОС населенными пунктами.
Читайте также: Неисправности принтера для списания
Ответственность за превышение НССВ
причины чрезмерного загрязнения сточных вод в России:
- серьезный износ дренажных систем;
- отсутствие эффективных очистных сооружений в городах и поселках;
- устаревшая моральная и физическая подготовка;
- неактуальные технологии очистки.
Обновленная система нормирования СВ полностью соответствует принципу «загрязнитель платит» и устанавливает единые расчеты.
В случае если ВС, поступившие от абонента в ДКС, содержат загрязнения и микроорганизмы в высоких концентрациях, негативно влияющие на работу системы, организация обязана возместить затраты на восстановление ДКС в размере и порядке, установленных правилами.
Иными словами, абонент обязан оплатить соответствующую плату на основании выставленных счетов и на расчетный счет организации ВСС в течение 7 р/дней.
Расчет платы за сверхнормативный выброс загрязняющих веществ в составе ВС осуществляется организацией ВКХ на основании данных, указанных в декларации абонента. При отсутствии этого документа за основу берутся результаты лабораторного контроля.
Для расчета размера платы за сбросы загрязняющих веществ за пределы ЛСЭР используются ставки платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также различные коэффициенты
Формула расчета платы за превышение (учитывается и налог на добавленную стоимость) выглядит следующим образом:
Р = (М х Н х к1 х к2 х к3 х к4) + U
где:
- М – база расчета – масса выбросов загрязняющих веществ, по всем веществам, для которых утвержден НВЭР, (т);
- Н — ставки оплаты НВОС (руб./час);
- k1 — повышение к-т 100 или, в некоторых случаях, 25;
- к2 — набор 0,5, применяемый для сброса загрязняющих веществ, для которых не установлены показатели НДТ при очистке сточных вод;
- k3 — Вам по тарифам на оплату NVOS;
- к4 — кт 1.1 — расходы организации ВСС на операцию по начислению сверхнормативных сборов;
- Y — сумма компенсации затрат организации ВКХ на возмещение ущерба, причиненного водным объектом, (руб.).
Повреждение объектов водоотведения (в том числе вследствие чрезмерного загрязнения, сброса запрещенных веществ и отходов) является административным правонарушением.
Ответственность предусмотрена ст. 7.7 КоАП РФ, на основании которой штраф для юридических лиц составляет до 30 тысяч рублей.
Кроме того, абоненты, у которых неоднократно регистрировалось превышение установленного ССВР, должны разработать, утвердить и реализовать план по улучшению качества канализации в течение 3-х месяцев.