Нормативы состава сточных вод: кто устанавливает, для каких организаций, регулирование водоотведения в РФ, основания для утверждения, плата за превышение НССВ

Мусор и отходы

Немного терминологии

Сточные воды (СВ) — загрязненные воды, поступающие в ХОС, а также другие категории отходов (дождевые, талые, поливные), предназначенные для сброса в центральную канализацию.

Состав и качества сточных вод — совокупность химических, бактериологических и физических свойств сточных вод, а также концентрация загрязняющих веществ (загрязнений) и микроорганизмов.

Нормативы состава сточных вод (ССВ) — предельные значения концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, рассчитанные для сброса в централизованную канализацию. Целью нормирования качества сточных вод является защита водных объектов от загрязнения.

Водоотведение – комплекс мероприятий по приему, транспортировке и очистке сточных вод через централизованную систему.

Централизованная канализация, или канализация (ЦСК) – это комплекс инженерных коммуникаций, предназначенный для отвода загрязненных сточных вод.

Загрязненные сточные воды отводятся в центральный узел водоснабжения на основании договоров, заключенных между двумя организациями:

  • подписчик;
  • часть сектора водоснабжения и водоотведения (организация ВСиВО), занимающаяся удалением отходов.

Как регулируется водоотведение в РФ

Вопросы регулирования сточных вод относятся к компетенции Правительства Российской Федерации.

«Правила холодного водоснабжения и водоотведения» (Указ № 644), актуализированные в 2020 году Постановлением № 728 (далее – Правила), определяют порядок:

  1. Установление нормативов объема и состава сточных вод.
  2. Контроль соблюдения нормативов по объему и составу изымаемого СВ.
  3. Расчет платы за сбросы токсинов в окружающую среду в составе СВ сверх установленной ССВЭ.
  4. Плата за сверхнормативные выбросы.
  5. Подача заявления о составе СВ.

Кроме того, правила определяют:

  1. Перечень загрязняющих веществ, отходов и БВ, сброс которых в ЦВ запрещен.
  2. Перечень экологических токсинов, которые рекомендуется определять лабораторными методами в рамках контроля за выбросами запрещенных экологических токсинов.
  3. Перечень максимально допустимых значений CV, установленных для предотвращения негативного влияния на работу CSV.
  4. Значения SSV по отношению к технологически нормируемым загрязняющим веществам при сбросе сточных вод в ЦВ населенных пунктов.

Только 55% загрязнений, поступающих на очистные сооружения, очищается до нормативных значений (по данным парламентских слушаний, проведенных в 2020 году).

Для каких организаций устанавливаются нормативы?

НССС, установленный на муниципальном уровне для ТСВ, распространяется на всех абонентов с отдельными канализационными выходами.

Исключением являются определенные категории объектов для подписчиков DSV:

  1. Жилые и многоквартирные дома, помещения специализированного жилого фонда.
  2. Установки, отводящие менее 30 м3 сточных вод в сутки (суммарно по всем канализационным выходам.

Для объектов из п.2 предусмотрены дополнительные исключения — для некоторых абонентов соблюдение нормативов состава КБ является обязательным, несмотря на объемы выбросов.

К ним относятся:

  • гостиницы, бани, сауны;
  • кейтеринговые компании;
  • склад;
  • предприятия по производству продуктов питания, лекарственных средств;
  • предприятия по производству стекла, цемента, гипса, бетонных изделий и керамики;
  • предприятия по производству кожаных и меховых изделий;
  • объекты производства тепловой энергии;
  • автомойка;
  • объекты для обращения с отходами, переработки;
  • другой.

Только 65% населения России обеспечено централизованным водоотведением.

Основания для утверждения

Причина установления или корректировки СРВО очистных сооружений:

  1. Утверждение налога на добавленную стоимость или установление технологических стандартов.
  2. Корректировка налога на добавленную стоимость или технологических стандартов.

Отдельным основанием для пересчета НКЭР в отношении отдельных загрязняющих веществ является изменение эффективности удаления в результате работы очистных сооружений в течение календарного года более чем на 10 %.

Как устанавливаются нормативы?

Расчет нормативов и определение эффективности очистки сточных вод осуществляет организация ВКХ по формулам, приведенным в правилах.

Приведены особенности расчета ССВ в случаях, когда сброс СВ с одного очистного сооружения осуществляется:

  1. В разных водных объектах с разными НДС и (или) технологическими нормами.
  2. В один и тот же резервуар, но из разных выпусков ЦБ с разными НДС и (или) технологическими нормами.

Нормы состава ВКХ направляются организациями ВКХ в органы местного самоуправления — поселков, районов или округов для утверждения в порядке, установленном правилами. В ряде случаев НСРС утверждается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

Неплатежами считаются не более 30 календарных дней.

В случае обнаружения отсутствия НДС или технологических нормативов, установления ошибок в расчетах либо факта несоответствия расчетов установленному порядку, в согласовании с НСРЭ будет отказано.

В случае непредставления организацией ВСС нормативов в установленные сроки уполномоченный орган определяет их самостоятельно путем письменного запроса необходимых документов. Для сбора необходимого материала у организации ВСС есть 5 р/дней.

Нормативы состава СВ

Для определенного перечня веществ, по которым утвержден НДС при очистке сточных вод, и установлены технологические нормы:

  • на основе налога на добавленную стоимость, утвержденного для объектов водохозяйственных и коммунальных организаций;
  • учитывает эффективность очистки сточных вод от загрязняющих веществ.

Стандартный перечень загрязняющих веществ с предельно допустимыми концентрациями предлагается в упр. 5 правил.

Назову несколько из списка:

  • взвешенные вещества;
  • ХПК;
  • БПК5;
  • азот;
  • фосфор;
  • коры и хлорамины;
  • фенолы;
  • сульфаты;
  • сульфиды;
  • железо;
  • марганец;
  • кадмий;
  • мышьяк;
  • меркурий;
  • толстый;
  • летучие органические соединения;
  • Поверхностно-активные вещества (анионные и неионогенные);
  • нефтепродукты.

Исключением из нормирования КВО являются нитрат-анионы и нитрит-анионы — при сбросе СВ через КОС населенными пунктами.

Читайте также: Неисправности принтера для списания

Ответственность за превышение НССВ

причины чрезмерного загрязнения сточных вод в России:

  • серьезный износ дренажных систем;
  • отсутствие эффективных очистных сооружений в городах и поселках;
  • устаревшая моральная и физическая подготовка;
  • неактуальные технологии очистки.

Обновленная система нормирования СВ полностью соответствует принципу «загрязнитель платит» и устанавливает единые расчеты.

В случае если ВС, поступившие от абонента в ДКС, содержат загрязнения и микроорганизмы в высоких концентрациях, негативно влияющие на работу системы, организация обязана возместить затраты на восстановление ДКС в размере и порядке, установленных правилами.

Иными словами, абонент обязан оплатить соответствующую плату на основании выставленных счетов и на расчетный счет организации ВСС в течение 7 р/дней.

Расчет платы за сверхнормативный выброс загрязняющих веществ в составе ВС осуществляется организацией ВКХ на основании данных, указанных в декларации абонента. При отсутствии этого документа за основу берутся результаты лабораторного контроля.

Для расчета размера платы за сбросы загрязняющих веществ за пределы ЛСЭР используются ставки платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также различные коэффициенты

Формула расчета платы за превышение (учитывается и налог на добавленную стоимость) выглядит следующим образом:

Р = (М х Н х к1 х к2 х к3 х к4) + U

где:

  • М – база расчета – масса выбросов загрязняющих веществ, по всем веществам, для которых утвержден НВЭР, (т);
  • Н — ставки оплаты НВОС (руб./час);
  • k1 — повышение к-т 100 или, в некоторых случаях, 25;
  • к2 — набор 0,5, применяемый для сброса загрязняющих веществ, для которых не установлены показатели НДТ при очистке сточных вод;
  • k3 — Вам по тарифам на оплату NVOS;
  • к4 — кт 1.1 — расходы организации ВСС на операцию по начислению сверхнормативных сборов;
  • Y — сумма компенсации затрат организации ВКХ на возмещение ущерба, причиненного водным объектом, (руб.).

Повреждение объектов водоотведения (в том числе вследствие чрезмерного загрязнения, сброса запрещенных веществ и отходов) является административным правонарушением.

Ответственность предусмотрена ст. 7.7 КоАП РФ, на основании которой штраф для юридических лиц составляет до 30 тысяч рублей.

Кроме того, абоненты, у которых неоднократно регистрировалось превышение установленного ССВР, должны разработать, утвердить и реализовать план по улучшению качества канализации в течение 3-х месяцев.

Оцените статью
Блог по переработке отходов
Adblock
detector