Порядок обращения с отходами: понятие обращение с отходами,

Мусор и отходы

Что такое обращение с отходами

Деятельность по обращению с бытовыми и производственными отходами, образующимися в процессе производства и потребления, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Федеральный закон уточняет основную терминологию, определяет основные принципы борьбы с мусором, а также уточняет обязательные требования к обращению с отходами.

Федеральный закон № 89 определяет, что относится к сфере отходов производства и потребления. Под отходами понимаются вещества, образующиеся при выполнении физической деятельности, воздействии или изменении продуктов, а также полученные в процессе потребления и подлежащие обязательной утилизации.

Перечень официальной государственной документации по регулированию и контролю в рамках деятельности по утилизации

Кроме того, Федеральный закон № 89 определяет, что входит в понятие обращения с отходами. В соответствии с законодательством обращение с отходами включает следующие этапы:

  • коллекция;
  • накопление;
  • транспорт;
  • уход;
  • утилизация;
  • нейтрализация.

Государством установлены следующие принципы обращения с отходами производства и потребления:

  • защита здоровья человека;
  • поддержание оптимального состояния окружающей среды;
  • применение лучших технологий в области сбора, хранения, переработки отходов;
  • комплексная переработка сырья для уменьшения количества отходов;
  • международное сотрудничество с другими странами по использованию сырья.

Виды отходов

Все, что можно произвести, потреблять, добывать, в результате становится отходами. Они могут быть газообразными, твердыми, пастообразными, эмульгированными и т д и по-разному воздействовать на загрязнение воздуха и здоровье человека. Все зависит от химического состава и физического состояния.

Существует два основных типа:

  • Производство или промышленность.
  • Муниципальные или бытовые отходы.

Промышленные

К промышленным отходам относятся остатки отходов материалов и комплектующих, используемых в производстве. К ним же относятся полуфабрикаты, образующиеся в процессе отдельных этапов работы. К источникам таких отходов относятся различные производства, в том числе хозяйственная деятельность отдельных предприятий.

Производство/промышленность Виды лома Источники
Металлургия Металлолом, отложения, различные вяжущие и смеси, отливки, шлак Плавка, ковка, прокатка, штамповка, литье
Инструментарий Стекло, пластик, металлолом, смола, ткань, растворитель, краска, пластик и т.д. Лабораторные приборы, исследовательские приборы, производство оборудования
Электротехника Металлолом, стекло, краска, стекловолокно, графит, растворители Производство электротехники, связи, связи, оборудования и устройств с применением станков, сварки, герметизации, сушки, литья и др.
Фармацевтика и химия Органические химикаты, неорганические вещества, пластмассы, соединения металлов, масла, стекло и т д Переработка и приготовление химикатов, лекарств, взрывоопасных элементов, лаков и др.
Металлообработка и машиностроение Древесина, металлолом, смола, текстиль, нефтепродукты, пластик, стекло, гальванический шлак и т д Производство металлических инструментов и емкостей, арматуры, судов, строительных деталей и конструкций и др.
Производство каучука Резина, пластик Производство полимеров, синтетических волокон и каучуков
Деревообработка, мебельная промышленность Стружка, различные опилки, отходы пластика, обивка, краска, лак, растворители, клей, шпаклевка, непригодные для использования изделия из дерева Переработка и изготовление конструкций из дерева, пиломатериалов, мебели, офисных перегородок, в том числе торгового оборудования
Полиграфия, издательства, целлюлозно-бумажные и картонные комбинаты Бумага, картон, ткани, наполнители, полиграфические составы и краски, клей, наполнители для бумаги и др. Производство картона или бумаги, их обработка, производство упаковки, издание журналов, книг и другой литературы, полиграфия, переплет, гравировка
Совместная деятельность Остатки труб, резины, стройматериалов, сантехники, различных конструкций, изоляционных и отделочных материалов, ТКО (твердые бытовые отходы) Монтаж систем видеонаблюдения и связи, производство и монтаж систем тепло- и водоснабжения в домах, учреждениях и т.д.

Отходы потребления

К ним относятся материалы, утратившие товарный вид, утратившие потребительские качества и перспективы эксплуатации.

К источникам образования относятся:

  • магазины;
  • кейтеринговые компании;
  • муниципальные и частные учебные заведения;
  • учреждения культуры;
  • гостиницы;
  • тюрьмы;
  • больница;
  • парки, пляжи;
  • совместная деятельность: ремонт в здании, снос дома, уборка двора, благоустройство территории и т.д.

Особенности обращения с отходами в зависимости от их класса

Все отходы классифицируются в зависимости от степени загрязнения и воздействия на экологическую обстановку и окружающую среду.

  • По классу — представляет чрезвычайно высокую опасность;
  • II класс – представляет повышенную опасность для окружающей среды;
  • III класс – представляет умеренную опасность для окружающей среды и человека;
  • IV класс – представляет незначительную опасность для окружающей среды;
  • Класс V — практически безвредные отходы.

Поскольку первые два класса отходов представляют особую опасность как для здоровья человека, так и для окружающей среды, к обращению с ними предъявляются особые требования.

Вещества и предметы, обладающие свойствами, вредными для человека, относятся к особо опасным и опасным отходам.

Такой мусор может быть радиоактивным, содержать различные пестициды, легко воспламеняться или взрываться.

Существуют правила и рекомендации по обращению с отходами:

  • к работе с мусором I, II или III класса допускаются только совершеннолетние граждане, прошедшие полный инструктаж и оснащенные соответствующими средствами защиты;
  • отходы разной степени опасности нельзя складировать вместе;
  • помещения, предназначенные для размещения опасных отходов, должны быть оборудованы системой пожаротушения;
  • в помещениях, предназначенных для хранения опасных отходов, запрещается хранить другие предметы и вещи;
  • условия и нормы хранения должны соответствовать правовым нормам Российской Федерации.

Что должна включать в себя любая инструкция по обращению с отходами

Инструкции по обращению с отходами представляют собой свод обязательных профессиональных правил. Документ в зависимости от этапов работы с мусором включает обязательные разделы.

Общие положения

В этом разделе должна быть указана информация, на основании которой осуществляется работа с отходами разрешенными нормативными документами. Едиными документами, регламентирующими обращение с отходами, являются:

  • Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • ряд санитарных правил и норм, определяющих нормы обращения с отходами.

Читайте также: Как кидать бетон: советы и рекомендации

В разделе общих положений определены виды отходов и класс их опасности. Также в нем содержится информация об ответственных за сбор и хранение мусора, прописываются запрещенные действия.

Условия содержания

В этом разделе руководства основное внимание уделяется информации о хранении отходов. В документе содержится информация о том, что отходы разных видов и классов должны храниться отдельно друг от друга. Также предоставляется информация о вывозе мусора.

Поэтому сбор некоторых отходов должен осуществляться в контейнеры и помещения, предназначенные для хранения.

Для отходов повышенной опасности необходимо соблюдать правила безопасности при хранении и эксплуатации отходов. Помещения, предназначенные для хранения, должны быть оборудованы и оборудованы пожарной сигнализацией и системами, которые устанавливаются в соответствии со всеми требованиями.

Читайте также: Хранение отходов: продолжительность, правила, условия и нормы для объектов временного размещения, требования к местам и помещениям, плата, определение понятия

Нормативное регулирование и новые изменения в законе

До 2019 года эти вопросы регулировались Федеральным законом № 89 «Об отходах», принятым в 1998 году. Однако применение этого закона в некоторых сферах обращения с ТБО приводило к негативным результатам, в связи с чем в него неоднократно вносились изменения. В 2011 году, например, была отменена разрешительная система, а это означало, что услуги лицензированных мусорщиков были непомерно дорогими, а их нелегальные конкуренты дешево вывозили отходы в ближайший лес.

Однако отмена лицензирования ситуацию не улучшила — мусор продолжал множиться, свалки и несанкционированные свалки продолжали расти, нанося большой экологический ущерб, а предприятия по переработке ТБО простаивали без сырья. В результате было принято решение внести в закон кардинальные изменения, которые стимулировали бы предпринимателей к переработке отходов. Основные положения «мусорной реформы»:

  • в каждом регионе на конкурсной основе выбирается один оператор, ответственный за обращение с отходами;
  • устанавливаются повышенные тарифы на утилизацию ТКО, единые для всего региона;
  • устанавливается единый порядок перемещения отходов от места их образования до конечного пункта назначения (полигон или перерабатывающий завод).

Эта схема обеспечивает максимальное извлечение полезного вторсырья из отходов и их переработку. Для ее реализации важно организовать первичный раздельный сбор ТБО, сократить образование отходов производства и снизить их класс опасности.

Первые результаты «мусорной реформы» показывают, что экономические меры, используемые для стимулирования компаний и населения к осознанному обращению с отходами, пока работают недостаточно эффективно.

Основные понятия и термины

Первая статья Федерального закона № 89 определяет основные понятия и термины, используемые в законе:

  • Отходы – это побочные продукты или вещества, образующиеся в результате всех видов деятельности (производства, услуг, потребления) и подлежащие депонированию.
  • В понятие обращения с отходами входят все работы, связанные с утилизацией отходов – от сбора до захоронения или захоронения.
  • Рециклинг – это различные виды рационального использования отходов – производство новых продуктов, повторное использование по тем же целям (ресайклинг), извлечение полезных ингредиентов (рециклинг), возврат в производство после подготовки (регенерация), использование в качестве источника энергии, переработка в компост и т.д. P.
  • Обезвреживание – уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду (обеззараживание, устранение вредных свойств, уменьшение объема и т.п.).
  • Обращение с отходами заключается в их изоляции для предотвращения утечки вредных веществ и нанесения ущерба окружающей среде.

В тексте закона дано около 30 определений, подавляющее большинство из которых были отредактированы или повторно введены в 2000-2019 годах.

Классы отходов

По степени вреда для окружающей среды отходы подразделяются на следующие классы:

  • I (чрезвычайно опасный) – наносит необратимый ущерб экосистеме, восстановление которого невозможно. К этой группе относятся радиоактивные отходы, бензапирен, диэтилртуть, соли свинца и др.
  • II (очень опасный) — вызывает серьезные нарушения в экосистеме, период восстановления после прекращения воздействия не менее 30 лет. К ним относятся фенол, хлороформ, формальдегид и др.
  • III (умеренно опасный) – вызывает переломы, требующие восстановительного периода не менее 10 лет. Это фосфаты, трихлорэтилен, соединения никеля, марганца и др.
  • IV (низкая опасность) — перелом потребует восстановительного периода не менее 3 лет. Менее опасны хлориды, аммиак, метан и т.д.
  • V (практически неопасный) — низкий уровень негативного воздействия на окружающую среду, восстановление практически не требуется.

Критерии отнесения отходов к разным классам опасности устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации. К таким критериям относятся предельно допустимые и летальные концентрации вредных соединений в воздухе, смертельные дозы при попадании на кожу и в желудок.

Полномочия в области обращения с отходами

Пятая статья Федерального закона № 89 устанавливает полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами. К ним относятся:

  • регулирование обращения с отходами на законодательном уровне;
  • контролировать обращение с отходами на различных объектах;
  • лицензирование хозяйственной деятельности по обращению с различными видами отходов;
  • разработка и утверждение нормативных документов;
  • утверждение порядка профессионального обучения в области сбора, обработки, удаления отходов;
  • установление порядка классификации отходов по классам опасности, их транспортировки и т.д.;
  • установление правил обращения с ТБО, ценообразования и регулирования тарифов, правил устройства мест хранения ТБО;
  • разработка регламентов обращения с особо опасными и особо опасными отходами.

Данная статья закона многократно редактировалась для расширения полномочий Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах обращения с различными видами отходов.

Лицензирование данной деятельности

Для осуществления предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами всех классов опасности, кроме практически неопасных, требуется лицензия. Лицензия выдается на неопределенный срок при условии соответствия соискателя определенным требованиям. Для получения лицензии заявитель должен предоставить необходимый пакет документов, а также иметь на основании права собственности или иных законных основаниях (с документацией) необходимое имущество для выполнения всего комплекса необходимых работ.

Также необходимо иметь в собственности или на иных не противоречащих законодательству основаниях необходимое оборудование и транспорт для сбора, обеззараживания, обезвреживания, размещения и перевозки мусора. Транспортные средства должны быть оборудованы спутниковой навигацией. Для работы с опасными отходами соискатель лицензии должен пройти не менее 112 академических часов профессиональной подготовки.

Требования к местам накопления мусора

В федеральном законе не указаны требования к пунктам приема мусора, но их можно найти в действующем СанПиН. Существуют требования к пунктам сбора в зависимости от характеристик отходов и класса опасности. Это могут быть как специальные открытые площадки, так и производственные помещения, стационарные и мобильные контейнеры, склады и объекты временного хранения.

Отходы 1-3 классов опасности следует хранить в закрытой таре — металлических или пластиковых контейнерах, полиэтиленовых мешках и т.п. Отходы 4-5 классов опасности можно собирать в открытую тару или навалом, за исключением веществ, выделяющих вредные летучие вещества.

К объектам хранения отходов без герметичной тары предъявляются следующие требования:

  • Они должны располагаться с подветренной стороны и на расстоянии не менее 20 м от жилых домов, быть доступными для въезда транспортных средств.
  • Отходы должны храниться в местах под навесом, при его отсутствии — укрытыми полиэтиленовой пленкой, брезентом от солнца и дождя.
  • Помещение должно иметь жесткое водонепроницаемое покрытие, устойчивое к агрессивным химическим веществам.
  • Участок должен иметь автономную ливневую канализацию по периметру с очистными сооружениями без выхода к водоемам и городской ливневой канализации.

Если это места сбора ТКО, то они должны иметь ограждение с трех сторон высотой не менее одного метра.

Требования к транспортированию отходов

Для того чтобы транспортировка отходов была безопасной для окружающей среды и не представляла пожароопасности, устанавливаются требования, различающиеся в зависимости от класса опасности отходов. Должен иметь:

  • специальное транспортное средство, обозначенное специальными предупредительными знаками;
  • паспорт отходов, оформленный по всем правилам;
  • соблюдение всех правил перевозки и соблюдение техники безопасности;
  • сопроводительные документы с указанием всех необходимых данных для перевозки и передачи перевозимых отходов.

Оцените статью
Блог по переработке отходов
Adblock
detector