Штраф за отсутствие лицензии по отходам: ответственность физических и юридически лиц, а также последствия передачи отходов организациям, не имеющим разрешения

Мусор и отходы

За что можно получить штраф?

Компании-частники по обращению с опасными, опасными отходами и мусором должны иметь лицензию.

Он подтверждает наличие у лицензиата подходящей площади, оборудования, знаний, необходимых для такой работы, прием установлен Актом о концессии.

Если вы занимаетесь сбором, транспортировкой, утилизацией и переработкой, обезвреживанием, утилизацией мусора без разрешения, к нарушителю применяется определенный комплекс мер, который включает в себя штраф. Непереоформленная лицензия на новые места деятельности или виды работ приравнивается к отсутствующей.

Незаконными считаются следующие работы, проводимые без специального разрешения:

  1. Компания или индивидуальный предприниматель постоянно занимается переработкой отходов. При этом может выполняться весь цикл их лечения, один или несколько из его 6 этапов.
  2. Компания или предприниматель, основная деятельность которых не связана с отходами, перерабатывает, размещает собственный мусор на своих местах или собирает и вывозит его на специальные территории.
  3. Гражданин собирает, вывозит бытовые отходы, строительный мусор. Неважно, делает он это время от времени или регулярно.

Законодательное регулирование

Основные положения и обязательства по обращению с отходами изложены в ФЗ-89. Ответственность за обращение с отходами лежит на первоначальном владельце, организации, в которой они образовались.

Отходы производства делятся на безвозвратные и возвратные. Первые представляют собой материалы с полностью утраченными первоначальными полезными свойствами. Внедрение или повторное использование их невозможно. Последние можно использовать в производстве, продавать для дальнейшего использования.

Существует ли перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих выбрасыванию после потери ими своих потребительских свойств?

Безвозвратные отходы отдельно в балансе не отражаются. Это производственные потери (технологические) потери, норматив которых устанавливается в нормах расхода сырья при исчислении затрат на готовую продукцию: усадка, испарение, угар, испарение. В соответствии с «Основными положениями расчета себестоимости продукции», пункт 27 (утв. 20.07.70, действующий документ), безвозвратные отходы подлежат оценке. Это означает, что бухгалтеру не нужно определять стоимость и создавать проводки. Можно сказать, что компания сама платит за утилизацию опосредованно через механизм расчета производственных затрат. Нужен только их технологический учет.

Порядок утилизации

Владелец может пойти двумя путями.

  1. Доверьте демонтаж и дальнейшую утилизацию специализированной компании. Для этого нужны учетные данные о количестве отходов, зафиксированные в документах. Опасные отходы (статья 4.1 ФЗ-89) требуют лицензии на размещение.
  2. Вести самостоятельный учет отходов и принимать решение об утилизации, например о передаче отходов в производство.

ВАЖНЫЙ! Образец договора на утилизацию отходов производства от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Для того, чтобы иметь основание для учета утилизации в счетах и ​​счетах, необходимо создать внутреннюю рециркуляционную комиссию. В его состав входят технические специалисты, сотрудники финансовой службы и менеджер. Комиссия решает, какие товары и материалы подлежат утилизации. Решение Комиссии оформляется актом.

Бухгалтерский учет

В связи с разнообразием видов отходов и способов их утилизации могут применяться разные схемы учета и учета. Остановимся на самых важных моментах обращения с отходами от первоначального владельца и от компании, занимающейся утилизацией.

Читайте также: Скупка газовых плит в СПб на запчасти

У собственника

Контроль за движением возвратных отходов и их утилизацией начинается с построения собственником подробного аналитического отчета: по видам продукции, местонахождению отходов, сведения об их качественном и количественном составе. Для подсчета образующихся отходов используют фактические замеры, взвешивания или метод расчета по нормам на единицу продукции.

При утилизации путем продажи возвратных отходов на площадку могут формироваться следующие проводки:

  • Дт 10/6 Кт 20, 23 — отходы зачислены с производства;
  • Дт 62 Кт 91/1 — зарегистрирован доход от реализации вторсырья;
  • Дт 91/НДС Кт 68/НДС — начисляется налог на прибыль;
  • Дт 91/2 Кт 10/6 — списано с/стоимость возврата отходов;
  • Дт 51 Кт 62 — оплата получена;
  • Дт 90/9 Кт 99 – прибыль, полученная от реализации возвратных отходов.

Собственник может утилизировать отходы, передав их на производство в своей организации.
Для этого строчку меняют на вышеописанную: Дт 20,23 Кт 10/6 — передача отходов в производство.

В специализированной фирме

Утилизационные расходы здесь относятся к обычной деятельности в соответствии с ПБУ 10/99. Расходы учитываются в соответствии с пунктом 18 настоящего документа в зависимости от того, используется кассовый метод признания выручки или нет.

Если возвратные отходы приобретаются для использования в собственном производстве, присваивается 10 баллов.

Проводка:

  • Дт 10 Кт 60, 76 — вторичное сырье, полученное от поставщика;
  • Дт 60, 76 Кт 50, 51 — оплата поставщику за вторичное сырье.

Если покупка производится для перепродажи, сырье рассматривается как товар (41).

Пусть организация использует общую систему MEN. Реализация будет следующей:

  • Дт 62 Кт 90/1 — выручка от реализации;
  • Дт 90/МВА Кт 68/МВА — при реализации облагается НДС;
  • Дт 90/2 Кт 41 — списано с/на себестоимость проданных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – деньги, полученные за проданное сырье;
  • Дт 90/9 Кт 99 — прибыль от перепродажи сырья.

Нередко компания самостоятельно заключает договор с организацией, сетью торговых точек по бесплатной передаче отходов, мусора, например макулатуры, деревянной тары на переработку. Условиями договора может быть предусмотрена оплата от контрагентов. В таких случаях ключевой счет будет 98/2 – «доходы будущих периодов, безвозмездные поступления».

Проводка:

  • Дт 10, 15 Кт 98/2 — безвозмездное получение ТМЦ, в рыночной (договорной) оценке;
  • Дт 20, 23 Кт 10 — сырье отправлено на переработку;
  • Дт 98/2 Кт 91/1 — внереализационный доход от безвозмездного получения ТМЦ;
  • Дт 76 Кт 90/1, 91/1 — отражаются услуги по лечению, доходы от реализации (работ);
  • Дт 90/мВА, 91/мВА Кт 68/мВА — начисление НДС по очистным услугам;
  • Дт 50, 51 Кт 76 — оплата лечебных услуг;
  • Дт 40, 43 Кт 20, 23 — выпуск готовой продукции, результат обращения с отходами.

Можно использовать такие первичные документы:

  • акт приема-передачи;
  • коносамент для отпуска материалов на площадку;
  • товарная накладная;
  • отчет о лечении;
  • сертификат завершения;
  • требования к счету-фактуре;
  • пограничная карта.

При переработке отходов с помощью специализированной компании заключается договор (на утилизацию, на обращение с отходами).

Говоря о которых! При переработке давальческого сырья заказчик является собственником образующихся отходов. Возврат отходов либо снижает стоимость исходного сырья, переданного на переработку, либо снижает стоимость услуг переработчика.

Налоговый учет

Вышеупомянутые корреспондентские счета показывают, что обращение с отходами, связанное с реализацией и переработкой, облагается НДС. Предметом обложения НДС является любая реализация, т.е передача имущественных прав, как возмездная, так и безвозмездная (ст. 146-1(1), 39-1 НК РФ). Услуги по обращению с отходами в частности приравниваются к доходам от реализации работ. В ситуации, когда поставщик безвозмездно передает возвратные отходы исполнителю работ, эта операция учитывается как облагаемая НДС, как и реализация за счет уменьшения стоимости услуги на стоимость отходов. Для этих операций требуется НДС.

С текущего года операции по сдаче металлолома, макулатуры облагаются НДС (ФЗ-424 от 27.11.18). Налоговым агентом здесь будет выступать не продавец, а покупатель, т.е сторонняя организация, специализированная процессинговая компания. Продавец должен иметь статус плательщика НДС, а покупатель — налоговый агент может применять и общий режим, и «упрощенный» режим, и другие специальные режимы — он все равно обязан исчислить и перечислить налог в бюджет. Агентские задачи также возлагаются на тех покупателей, которые освобождены от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ). Продавец будет обязан начислять налог только в том случае, если он продает отходы частному лицу или не регистрирует налог на добавленную стоимость в договоре с платящим покупателем отходов.

В целях НУ для включения в расчет налога на прибыль возвратные отходы:

  • оцениваются по рыночным ценам (ценам возможной реализации) при реализации путем продажи;
  • по более низкой цене по сравнению с исходными ТМЦ, если они утилизируются при передаче в производство.

В последнем случае учитывается, что производство продукции будет занижено, а расход вторичного сырья будет выше обычной нормы (согласно ст. 254-6, 40 НК РФ), письмо Минфина № 03-03-06/4/49 от 26.04.10 и др).

Для налогоплательщиков это в первую очередь означает возможность уменьшить расходы по налогу на прибыль на рыночную стоимость переработанных отходов.

Безвозмездное получение отходов является внереализационным доходом. Это необходимо признать, когда отходы списываются в производство для переработки.

Ответственность за работу без лицензии

Обращение с отходами без разрешения общественности влечет за собой административную и уголовную ответственность. Особенность таких ситуаций в том, что нарушение закона не требует доказывания. Достаточно одного факта отсутствия лицензии.

Виды наказания, применяемые к виновным:

  • предупреждение;
  • штраф в установленном размере;
  • конфискация сырья, оборудования, полученных в результате переработки наркотиков;
  • недееспособность менеджеров;
  • обязательные общественные работы;
  • административный временный запрет на продолжение деятельности;
  • ограничение свободы;
  • арестовать.

На выбор одного или нескольких наказаний влияют такие моменты, как прибыль, полученная от деятельности, степень ущерба, нанесенного государству, повторение нарушения, участие в групповом сговоре.

На основании ст. 14.1 КоАП РФ обычным наказанием за работу без разрешения является административный штраф. В случае значительного ущерба может применяться дальнейшая конфискация.

Суммы штрафов, подлежащие взысканию, составляют:

  • 2 – 2,5 тыс руб для резидентов;
  • 4 – 5 тысяч рублей для руководителей предприятий;
  • 40 — 50 тысяч рублей для компаний.

Если действия с мусором не связаны с зарабатыванием денег, то согласно ст. 19.20 КоАП РФ виновное лицо имеет право:

  • предупреждение или взыскание штрафа от 0,5 до 1 тыс руб. — для физических лиц;
  • дисквалификация до 3 лет или выплата от 30 до 50 тысяч рублей. — для менеджеров;
  • приостановка работы до 90 дней или оплата от 30 до 40 тысяч рублей. — для предпринимателей;
  • запрет на участие в мероприятиях на срок до 90 дней или штраф от 170 до 250 тысяч рублей. — для компаний, организаций.

Работа без разрешения квалифицируется ст. 171 УК РФ как незаконную предпринимательскую деятельность.

В случае причинения значительного ущерба окружающей среде, людям, государству или при получении крупного дохода виновный наказывается одним из следующих способов:

  • выплата денежных средств до 300 тыс руб.;
  • штраф в размере заработной платы, иного дохода, полученного за 2 года;
  • обязательные общественные работы до 20 дней;
  • арест на срок до 6 месяцев.

Если полученный доход особо велик, незаконная деятельность осуществлялась совместно несколькими гражданами, организациями, каждый штраф увеличивается и составляет:

  • штраф от 100 до 500 тыс руб.;
  • денежный штраф в размере заработной платы, полученной осужденным, а при его отсутствии — иного его дохода за 3 года;
  • ограничение свободы на срок не более 5 лет, при этом могут быть взысканы средства до 80 тысяч рублей или в размере, соответствующем полученной осужденным заработной плате или иному его доходу за 6 месяцев;
  • принудительные работы на срок до 5 лет.

При отсутствии лицензии у компании само юридическое лицо подлежит административному взысканию. Его руководитель или заместитель могут быть привлечены к ответственности за незаконное обращение с отходами в соответствии с административным и уголовным законодательством.

Наказание за неправильное обращение с мусором

Противоправные действия, совершенные физическими и юридическими лицами при обращении с отходами, относятся к административным правонарушениям.

Ошибками также считаются действия или бездействие, повлекшие за собой аварию, стихийное бедствие, повлиявшие на ухудшение здоровья человека, природы или вызвавшие эпидемию или эпизоотию.

Если эти обстоятельства не признаются уголовно наказуемыми, граждане или юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности.

Наказания за правонарушения, совершенные при работе с отходами, указаны в ст. 8.2 КоАП РФ. Наиболее важными среди них являются административные штрафы.

Классификация установленных нарушений и соответствующих наказаний:

Тип перелома, его характеристики Причитающаяся возмещаемая сумма в тысячах рублей.
Индивидуальный Репетитор IP Компания, организация
При переработке отходов перед стадией захоронения используются методы и технологии, небезопасные для человека и окружающей среды
Первичное нарушение или по истечении 1 года с даты предыдущей проверки 1-2 10-30 30-50 100-250
Повторное нарушение 2-3 30-40 50-70 250-400
Наносит особый вред природе, людям, источник эпидемии 3-4 40-50 70-80 400-500
При размещении не соблюдаются условия по обеспечению безопасности прилегающих территорий
Первичное нарушение или 1 год после даты следующей проверки 3-5 20-40 40-50 300-400
Повторные нарушения 5-6 40-50 50-60 500-600
Нарушение нанесло ущерб окружающей среде, вызвало эпидемию 6-7 50-60 60-70 600-700

Штрафы, налагаемые на юридическое лицо или индивидуального исполнителя, могут быть заменены приостановлением работ на срок до 90 дней.

Отдельные штрафы налагаются на организации и индивидуальных подрядчиков в случае установления инспекцией следующих фактов:

  • не разработаны проекты нормативов накопления отходов, предельных лимитов захоронения или официально не утверждены существующие документы;
  • превышение разрешенных лимитов размещения;
  • неправильное распределение мусора по степени опасности;
  • не ведется точный учет отходов;
  • состояние окружающей среды в жилых помещениях или вокруг них не контролируется;
  • инвентаризация участков, строений не проводится путем размещения мусора.

За указанные нарушения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям применяются штрафные санкции в размере:

  • 20-40 тысяч рублей для руководителей бизнеса;
  • 40-60 тысяч рублей для частных предпринимателей;
  • 200-350 тысяч рублей для юридических лиц.

Куда нужно подавать заявление

Разрешение на размещение отходов может быть выдано Федеральной службой по природным ресурсам. Но документы в эту организацию нужно отправлять не напрямую, а через Роспотребнадзор. Заявка на получение разрешения на вывоз сырья для утилизации будет направлена ​​в соответствующий орган.

Заявка рассматривается до 90 календарных дней.

Затем заявитель получает ответ:

  1. Пакет документов согласован, будет оформлена экспортная лицензия.
  2. В деятельности заявителя были обнаружены нарушения. Поэтому в выдаче лицензии на перевозку отходов было отказано. Список нарушений прилагается к официальному ответу.

После устранения нарушений заявитель имеет право собрать новый пакет документов и повторно подать заявку на получение разрешения на вывоз мусора.

Список требований к заявителю

  1. Наличие полигонов для обращения с отходами.
  2. Наличие зданий и сооружений для обработки, обезвреживания, захоронения отходов.
  3. Наличие подходящего транспорта для вывоза мусора.
  4. Наличие оборудования для оказания запрашиваемой услуги.
  5. Свидетельства и сертификаты о профессиональном обучении сотрудников.
  6. Обязательная утилизация веществ, разрушающих озоновый слой на планете.

Подготовка и отправка документов

Образец заявления, утвержденного 99-ФЗ. В предложенную подборку следует ввести данные, указанные в таблице ниже.

Сущность IP
Форма собственности, полное наименование ФИО, как в паспорте
Юридический адрес головного офиса Адрес регистрации и фактическое место жительства
Адреса и координаты полигонов, полигонов, заводов и других объектов, на которых будет осуществляться обращение с отходами
Список оборудования, которое будет работать в обозначенных местах
Тип и происхождение ТКО или ТБО, с которыми планируется работать
Реквизиты санитарного заключения, подтверждающего соответствие технологии производства работ СанПиН
Реквизиты заключения по оценке воздействия документов на окружающую среду
Регистрационный номер ОГРН
ИНН + только один вид деятельности по ОКВЭД
Контактная информация

К заполненной форме необходимо приложить:

  • полный комплект входных документов;
  • копию свидетельства о внесении в ЕГРИП/ЕГРЮЛ и выписку из ЕГРЮЛ;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет заявителя;
  • копия свидетельства о присвоении ОКПО;
  • копии документов, подтверждающих наличие полигонов, полигонов, зданий и сооружений для проведения работ;
  • копии документов, подтверждающих наличие оборудования и транспорта для работы;
  • перечень видов отходов, с которыми вы планируете работать;
  • копии сертификатов, подтверждающих право на работу с отходами;
  • копия документа о назначении лица, ответственного за прием работников;
  • квитанция об уплате суммы государственной пошлины.

Перед отправкой проверяйте действительность документов, особенно выписок из ЕГРЮЛ. Представление недействительных документов является основанием для отказа.

Цена налога в 2023 году 7500 руб. Но меньшая стоимость получения экспортной лицензии составляет 200 000–300 000 рублей.

В эту сумму входит закупка необходимого оборудования, реорганизация работы компании в соответствии с требованиями СанПиН.

Срок действия выданного разрешения

Концессия на управление отходами и другие услуги, связанные с утилизацией и переработкой мусора, действует в течение 5 лет. Когда срок действия истечет, нужно снова подать заявление и собрать пакет документов. Если при повторном обращении комиссия не выявила нарушений, вторая лицензия будет действовать бессрочно.

Оцените статью
Блог по переработке отходов
Adblock
detector