Что такое корд на шинах?
Бортовое кольцо (также «бортовой трос», часто ошибочно называемое «проволокой») представляет собой проволоку или более легкое кевларовое кольцо, которое составляет основу борта шины. Шины с кевларовыми кольцами называются «сложенными», их можно компактно складывать для удобства транспортировки.
Особенности современных шин
К современным шинам предъявляются очень жесткие требования, и помимо хороших сцепных и ходовых качеств, они должны быть прочными, экономичными в плане расхода топлива и внешне эстетичными. Это сочетание свойств представляет собой очень сложную задачу для конструкторов шин, и с момента создания первой шины и до сегодняшнего дня в разработке колес лежала целая пропасть.
Шины прошли сложнейший путь усовершенствования по таким критериям, как:
- использование более современного сырья и материалов;
- уменьшение доли резины в каркасе;
- укрепить проволоку и улучшить соединение резиной;
- уменьшить многослойность кадра;
- добиться минимальной высоты профиля при значительной ширине;
- разработка различных типов рисунков протектора, в том числе комбинированных.
Кроме того, производители шин всегда стремились: упростить технологию производства, что также отразится на цене продукта; улучшить технико-экономические показатели; обеспечить восприятие повышенных нагрузок; увеличить линии обслуживания.
Так, за последние пару десятков лет средний вес шины уменьшился на 20 %, грузоподъемность увеличилась на 25 %, значительно увеличился срок службы. Наряду с усилением тягово-сцепных свойств шин уменьшился их дисбаланс, что автоматически приводит к улучшению скоростных характеристик.
По типу конструкции шины бывают диагональными – в них нити витков расположены под углом до 65 градусов, и радиальными, когда нитки вообще не имеют уклона или он не превышает 5 градусов. На сегодняшний день большинство мировых специалистов считают, что предел развития диагональных шин уже исчерпан, поэтому основное внимание направлено на совершенствование наиболее перспективных радиальных шин.
Примечание: В настоящее время используются радиальные однослойные бескамерные шины со стальным кордом, которые устанавливаются на ободья с низкими бортами. Но шины без аккумуляторов уже производятся методом литья под давлением или литьем под давлением из армированной волокном резины. Производство все еще экспериментальное, но прогресс определенно есть. Если все получится, такие технологии значительно упростят процесс производства, и мы надеемся, что шины станут дешевле.
Из чего состоит покрышка, основные элементы шин
Термины «шина» и «шина» являются синонимами только применительно к легковым колесам. Грузовая палуба является частью шины, которая также снабжена ободной лентой, которая отделяет шину от обода и вставляется в приводную камеру, заполненную воздухом.
Дека имеет довольно сложную конструкцию, и состоит из следующих элементов:
- Рама как силовой агрегат. Он состоит из одного металлического или нескольких текстильных слоев с ниткой, прикрепленной к жемчужным кольцам.
- Протектор, который обеспечивает прямой контакт и хорошее сцепление с дорожным покрытием, а также защищает каркас от повреждений. Протектор представляет собой внешний слой резины с трехмерным рисунком и должен максимально противостоять износу.
- Боковины – более тонкий и эластичный, но устойчивый к деформациям резиновый слой, продолжающий протектор с боков (точка перехода называется плечом).
- Бортики, которыми шина крепится к краю диска. Это самые жесткие части шины, они состоят из борта и наполнителя, обернутых резиновыми лентами.
- Герметичный слой — пленки из газонепроницаемой резиновой смеси (только для бескамерных шин).
- Брекер — часть шины, расположенная между протектором и каркасом. Обеспечивает сопротивление шины разрушению и ее общую прочность.
- Экранирующий слой, предохраняющий выключатель и корпус от деформации.
Типы протектора шин
Ходовые качества шины зависят не только от класса слоя и состава резиновой смеси. Рисунок, адаптированный к определенным условиям эксплуатации, имеет первостепенное значение, поэтому шины в первую очередь классифицируются по типу протектора:
- Рисунок дороги состоит из ребер или квадратов, разделенных неглубокими канавками. Шины с таким протектором предназначены для летней эксплуатации на дорогах с хорошим покрытием, отличаются низким уровнем шума и отличной износостойкостью.
- Зимний рисунок характеризуется большей глубиной канавок, наличием ламелей и выступов с острыми краями. Хорошо держит машину на снегу и осенне-весенней слякоти, но на твердых покрытиях и при плюсовых температурах из-за мягкости резины быстро изнашивается и вызывает повышенный расход топлива.
- повышенная проходимость. Такой протектор предназначен для езды по бездорожью (есть варианты для умеренного бездорожья, есть и для грязи). Рисунок состоит из сгруппированных крупных квадратов и выступов, разделенных глубокими канавками, что повышает курсовую устойчивость и позволяет самостоятельно очищать шину от налипшей грязи.
- Универсальный. В такой беговой дорожке должна быть центральная беговая дорожка, состоящая из ребер или ряда кусков. По краям предусмотрены кнопки, так что шину можно использовать не только на асфальте, но и на неасфальтовых покрытиях.
- Асимметричный узор. В таких шинах левая и правая стороны протектора различны и чаще всего разделены одной или группой дренажных канавок. Они могут производиться как с направленным, так и с ненаправленным исполнением, каждое из которых адаптировано к конкретным условиям.
Примечание: Направленный рисунок лучше работает на высоких скоростях и во влажных условиях, поэтому он чаще используется в летних и всесезонных шинах. Ненаправленный рисунок больше характерен для зимних и внедорожных шин.
Читайте также: МК Мишка из автомобильных покрышек
- Симметричная шина имеет одинаковые половины протектора. Он менее техничен, чем асимметричный протектор, но на ровных поверхностях обеспечивает хорошую устойчивость и стоит дешевле. Шины с таким типом протектора обычно предназначены для малолитражных автомобилей, которые не ездят на дальние расстояния и редко выезжают за город.
Конструкция автомобильной покрышки
Для облегчения понимания давайте определимся с терминами. Его назначение и конструктивные особенности рассмотрены ниже.
Каркас — название говорит само за себя. Это опорная часть, скелет. Он обеспечивает прочность, поглощая удары от неровностей дорожного покрытия.
Шнур – это нити, вплетенные в шнурки. Они могут быть изготовлены из металла (металлокорд) или полимерного материала. Это часть рамок. В зависимости от направления укладки нитей шины делятся на диагональные и радиальные. Об этом мы поговорим ниже.
Брекер — специальный дополнительный слой под протектором. Используется только на радиальных шинах. Он состоит из несмываемого материала – нейлона или стали.
Боковина – это резиновая часть шины. Изготовлен из эластичных материалов. Эластичность необходима, чтобы выдерживать многократное сдавливание и расширение каркаса, защищая его от повреждений.
Борт — это жесткая часть, необходимая для крепления диска. Может состоять из металлических колец, профилированной обвязки из резины, чехла и усиленных лямок. Вся эта конструкция обеспечивает надежную посадку борта на ободе, не пропуская воздух в случае бескамерной шины.
Протектор является рабочей частью. Она постоянно контактирует с дорогой и отвечает за сцепление с дорогой и управляемость автомобиля. Он состоит из ламелей, канавок для отвода воды, грязи и снега из-под пятна контакта и ребер, отвечающих за сцепление колеса с грунтом. Зимние шины имеют противоскользящие шипы. Их количество можно восстановить самостоятельно с помощью ремонтных шипов.
Устройство и виды автомобильных шин
Одним из основных элементов автомобильного колеса является шина. Он установлен на диске и обеспечивает стабильный контакт автомобиля с дорожным покрытием. Во время движения автомобиля шины поглощают возникающие вибрации и колебания, вызванные неровностями дороги, обеспечивая комфорт и безопасность пассажиров. В зависимости от условий эксплуатации шины могут изготавливаться из разных материалов со сложным химическим составом и определенными физическими свойствами. Шины также могут иметь рисунок протектора, обеспечивающий надежное сцепление с поверхностью с переменным коэффициентом трения. Зная строение шин, правила их эксплуатации и причины преждевременного износа, можно обеспечить долгий срок службы резины и безопасность вождения в целом.
Функции шины
К основным функциям автомобильной шины относятся:
- гашение колебаний колес от неровностей дорожного покрытия;
- обеспечить постоянное сцепление колес с дорогой;
- сниженный расход топлива и уровень шума;
- обеспечить проходимость автомобилей в сложных дорожных условиях.
Устройство автомобильной шины
Конструкция шины достаточно сложна и состоит из множества элементов: корда, протектора, брекера, плечевой зоны, боковины и борта. Поговорим о них подробнее.
Основой шины является каркас, состоящий из нескольких слоев проволоки. Шнур — прорезиненный слой ткани из текстильных, полимерных или металлических нитей.
Корд натянут на всю площадь шины, т.е радиально. Различают радиальные и диагональные шины. Наиболее используемая радиальная шина, так как она характеризуется самым длительным сроком службы. Каркас в нем более эластичный, за счет чего снижается тепловыделение и сопротивление качению.
Диагональные шины имеют каркас из нескольких слоев с расположенной поперек проволокой. Эти шины доступны по цене и имеют более прочную боковину.
Протектор
Внешняя часть шины, непосредственно контактирующая с дорожным покрытием, называется «протектором». Основная цель – обеспечить сцепление колеса с дорогой и защитить его от повреждений. Протектор влияет на уровень шума и вибрации, а также определяет степень износа шины.
Конструктивно протектор представляет собой сплошной резиновый слой с рельефным рисунком. Рисунок протектора в виде канавок, канавок и гребней определяет способность шины функционировать в определенных дорожных условиях.
Брекер
Слои струны между протектором и каркасом называются «брекерами». Необходимо улучшить взаимосвязь между этими двумя элементами, а также предотвратить расслоение протектора под действием внешних сил.
Плечевая зона
Часть протектора, которая находится между протектором и боковиной, называется «плечевой зоной». Улучшает боковую жесткость шины, улучшает синтез каркаса с протектором, принимает на себя часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой.
Боковины
Боковина — резиновый слой, являющийся продолжением протектора на боковинах рамы. Защищает каркас от влаги и механических повреждений. На нем маркируются шины.
Боковина заканчивается пластиной, которая служит для ее крепления и уплотнения к ободу. Внизу борта имеется неубирающееся колесо из стальной проволоки с резиновым покрытием, обеспечивающее прочность и жесткость.