- Зачем утилизировать шины
- Класс опасности покрышек и их вред для экологии
- Нормативные акты, требующие утилизации шин
- Штраф за несанкционированное складирование
- Какие резиновые покрышки можно сдать
- Куда сдавать старые шины
- Платный прием
- Бесплатный прием
- Прием шин за вознаграждение
- Методы переработки шин в крошку
- Бародеструкция
- Обработка озоном
- Механическое измельчение
- Ударно-волновое измельчение
- Применение роторного диспергатора
- Методы переработки покрышек для получения топлива или энергии
- Пиролиз
- Простое сжигание
- Как утилизировать шины в домашних условиях
- Что делают из переработанных шин
Зачем утилизировать шины
Шины имеют низкую степень повреждения материала. Но шины не так безопасны, как может показаться на первый взгляд – неправильная утилизация резинотехнических изделий наносит большой вред людям.
Класс опасности покрышек и их вред для экологии
Шины относятся к отходам 4 класса опасности. Для их производства используют:
- примеси смолы;
- натуральная резина;
- синтетические полимеры;
- технический углерод;
- сладкий;
- кремниевая кислота.
Все эти компоненты в разной степени вредны для человека. Поэтому при износе покрышки ее мельчайшие частицы при тесном контакте могут попасть в организм человека и вызвать такие заболевания:
- хроническая обструктивная болезнь легких (возникает редко);
- инфекции нижних дыхательных путей;
- бронхиальная астма;
- аллергия;
- онкологические заболевания.
Автомобильные шины легко воспламеняются. При пожаре выделяют вещества 1 и 2 класса опасности: свинец, стирол, фуран, серную кислоту, которые обладают повышенной токсичностью и загрязняют воздух, почву и подземные воды. На земле, где начался пожар, 15-20 лет ничего не будет расти.
Во избежание катастрофы во всех европейских странах мира сжигание как способ переработки резинотехнических изделий строго запрещено.
При контакте с влагой или избыточной влажности местности из шин вымываются токсичные соединения. Выброшенные шины, которые со временем заполняются водой, становятся домом для грызунов и насекомых, переносящих инфекции.
Резиновые изделия разлагаются в естественной среде через 120-150 лет. Если вовремя не подумать об их массовой утилизации на перерабатывающих предприятиях, возникнет высокий риск экологических катастроф.
Нормативные акты, требующие утилизации шин
В Российской Федерации вопрос утилизации шин и других видов колес указан в статье 89 Федерального закона «Об обращении с отходами производства и потребления». Согласно нормативному документу РФ, все производители, импортеры и продавцы шин должны их утилизировать.
Годовой объем утилизации устанавливается индивидуально для каждого предприятия. Правительство рассчитывает минимальную сумму, которая должна быть утилизирована, в процентах, исходя из количества продуктов, произведенных в течение календарного года.
Штраф за несанкционированное складирование
Закон Российской Федерации защищает природу и человека от воздействия вредных веществ. В Положении об административных правонарушениях указано, что несоблюдение экологических норм при обращении с опасными веществами влечет за собой штраф. Размер штрафа и наличие дополнительных санкций зависят от статуса лица:
- Физические лица — до 2 тыс руб.
- Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица — от 30 до 50 тысяч рублей и полное приостановление трудового процесса на срок до 90 дней.
- Коммерческим и общественным организациям — до 250 тысяч рублей и остановке деятельности предприятия на 90 дней.
- Должностные лица, осуществляющие представительную власть в государственных учреждениях и организациях, — 35 тыс руб.
Какие резиновые покрышки можно сдать
Существует несколько видов шин:
- твердая резина для легковых и грузовых автомобилей;
- шипованные (принимаются по более высокой цене из-за сложности утилизации);
- велосипед; специальные технические; колеса инвалидной коляски;
- шины без проколов;
- автомобильная, велосипедная, мотоциклетная камера;
- пневматические шины для автомобилей с металлическими покрытиями (можно утилизировать отдельно).
Все типы шин могут быть переработаны. Единственная разница заключается в стоимости. Среди отходов часто встречаются рваные, грязные материалы – утилизировать такую резину сложнее всего, поэтому она и стоит дороже.
Куда сдавать старые шины
Возможны 3 варианта доставки и переработки РТИ б/у, в зависимости от организации-получателя, преследуемых целей, осуществляемой ею деятельности, а также статуса самого клиента.
Читайте также: Самодельная гусеница для снегохода: распространенные варианты изготовления
Платный прием
Пункты приема и шиномонтажные мастерские предлагают автовладельцам сдать шины на утилизацию за деньги или бесплатно. Через пару недель отданные людьми покрышки отправляют на переработку. На самом деле автовладельцы платят небольшие деньги (от 100 до 200 рублей) за доставку материала до пункта утилизации.
Приемкой занимаются и шиномонтажные компании специализированного типа, которые разработали план утилизации и имеют право на экспорт резинотехнических изделий. Обычно эти компании неохотно принимают бывшие в употреблении шины, так как у них всегда достаточно материала.
Бесплатный прием
Организации по охране природы бесплатно принимают все виды бывших в употреблении шин, дисков от населения и предприятий.
Многие автовладельцы хотят освободить место, улучшить экологию страны, поэтому готовы сдать колеса на утилизацию, не получая за это никакого вознаграждения.
Прием шин за вознаграждение
Некоторые перерабатывающие компании оплачивают доставку резиновых покрышек, фотоаппаратов деньгами сразу на руки владельцу.
Шины принимаются от физических лиц по следующим средним ценам:
Радиус | Стоимость, руб |
10-15 | 50 |
16-18 | 75 |
19-22,5 | 150 |
23-26 | 200 |
27-32 | 300 |
Камера | тридцать |
Ценник для частных организаций, компаний, заводов:
- Шипованная резина радиусом от 20 до 26 дюймов — 6 тыс руб за тонну.
- Цельнорезиновые шины без шипов радиусом до 20 дюймов — 4 тысячи рублей за тонну.
- Велосипед, специальные технические колеса — 2 тыс руб.
Крупные предприятия по переработке резины принимают материалы по фиксированным ценам.
Кроме оплаты, многие автосервисы готовы предложить альтернативное вознаграждение:
- скидки на товары и услуги;
- бесплатная мойка автомобиля;
- подкачка шин бесплатно;
- обслуживание вне очереди;
- техническое обслуживание или уход за автомобилем.
Методы переработки шин в крошку
Существует 5 основных способов переработки каучука в мелкую фракцию — крошку, которая в дальнейшем широко используется обществом.
Бародеструкция
Это измельчение шины мощным гидравлическим прессом на крупные детали. Технология основана на сжигании резины под высоким давлением и пропускании ее через отверстия в специальной камере. Материал измельчается и выходит из отверстий в виде крупной крошки.
Преимущество бароразрушения в том, что часть металлического корда очень легко отделяется от резиновой конструкции. С другой стороны, технология энергоемкая и неэффективная, требует приобретения дорогостоящего оборудования, поэтому на практике применяется редко.
Обработка озоном
Озоновая динамическая переработка шин — это новый подход к переработке. Технология заключается в разрушении изношенных шин с помощью трещин в озоновой среде. Продуктами переработки являются резиновая крошка, нитки и текстиль, которые могут быть использованы в производстве асфальта, ковров и полимерных компаундов.
Преимущества обработки озоном:
- низкие энергозатраты по сравнению с другими методами обработки;
- позволяет перекинуть более 100 покрышек за 3-4 часа;
- оборудование может работать долго, элементы не изнашиваются за 50 лет.
Механическое измельчение
Востребованный и популярный метод, используемый на заводах для переработки резины. Суть заключается в постепенном механическом воздействии на материал с помощью оборудования до получения мелкой фракции резиновой крошки и нити.
Существует 4 метода механического измельчения:
- Механическое разрушение при высоких температурах.
- Лечение при комнатной температуре.
- Охлаждение сырья.
- Пробивка материала прессом через сопла.
Ударно-волновое измельчение
Способ переработки резиновых покрышек в крошку, который придумали пару десятков лет назад. Каучук предварительно замораживают, чтобы в будущем можно было использовать технологию ударно-волнового разрушения. Для снижения температуры на заводах используются технические криогенные камеры, а ударная волна для разрушения создается электронными устройствами.
Ударно-волновое шлифование позволяет за короткое время обработать большое количество покрышек без вреда для природы.
Применение роторного диспергатора
Способ утилизации покрышек, не нашедших массового применения. С помощью вращающегося диспергатора осколки размером до 0,2 см сжимаются в гильзе с помощью стержня с цельным нарезом и проходят через небольшой зазор.
Эта технология не прижилась из-за того, что предполагает большие энергозатраты и предварительную покраску шин. Элементы оборудования изнашиваются через 20-25 лет, что приводит к быстрому выходу из строя роторного диспергатора.
Методы переработки покрышек для получения топлива или энергии
Из резинотехнических изделий можно получить не только крошку, но и топливо, энергию, которая высоко ценится на мировом рынке. Для этого используют 2 современные технологии, разработанные относительно недавно.
Пиролиз
До недавнего времени пиролиз считался неэффективным способом получения топлива, но современные технологии для компаний решили проблему. Производство состоит из загрузки шин в закрытые реакторы, где они разбиваются на 4 компонента при высокой температуре 500 градусов:
- технический газ;
- металлическая проволока.
- жидкое топливо;
- пиролизный газ;
Затем в качестве топлива используется пиролизный газ. Она эксплуатирует печи, котлы, печи, кухонные печи и другие установки. Кроме того, пиролизный газ является топливом для автомобильных двигателей.
Простое сжигание
Процесс сжигания шин для получения топлива основан на установках. Это ротационные печи, куда поступает воздух с 2-мя температурными режимами. Более холодный воздух располагается на стенках агрегата, а теплый – в центре. Благодаря этому нет ни дымки, ни запаха.
Простое сжигание – самый неэкологичный способ получения топлива, который наносит вред всему окружающему миру, так как в атмосферу выбрасываются вещества первого класса опасности:
- цинк;
- окисление серы;
- диоксины.
Эти вещества разрушаются более чем за 15 лет. По токсичности диоксины превосходят многие опасные яды, способные убить человека, а окисление серы проникает глубоко в дыхательные пути и вызывает тяжелые заболевания.
Как утилизировать шины в домашних условиях
Утилизация шин своими руками требует много времени, человеческих усилий и не может быть осуществлена полностью. В домашних условиях можно измельчить шину в крошку болгаркой, гидроножницами или ножом. Дальнейшая переработка шин невозможна.
Категорически нельзя использовать в качестве топлива измельченные автомобильные покрышки, так как выбрасываемые в атмосферу токсичные соединения наносят вред человеку.
Вы можете избавиться от использованных шин, продав их как мебель. Популярно изготовление клумб, поделок в виде животных, сказочных фигурок для украшения дачного участка или дома.
Что делают из переработанных шин
Переработанная резиновая крошка выполняет различные функции. Позже используется:
- для изготовления детских площадок, парковок, вертолетных площадок;
- очень мелкая крошка используется для набивки боксерских груш;
- в производстве автомобильных аксессуаров;
- как материал для изготовления резиновых сапог;
- для мощения дорог;
- для производства резиновой плитки.
К списку можно добавить еще одно редкое использование резиновой крошки в качестве текстиля для наполнения ковриков и матрацев.
Утилизация автомобильных покрышек – это не прихоть, а насущная необходимость. Он защищает природу, здоровье человека и позволяет получать дешевое вторсырье.