Как борются со снегом на железной дороге?

Снег и лед

Снегоуборочная машина СМ-2

Снежный поезд выпускается (сокращенно его название) с 1958 года. Основным производителем является ОАО «Трансмаш», расположенное в городе Энгельсе Саратовской области, созданное еще в 1893 году среди производителей.

Отряд состоит из четырех вагонов, которые не могут передвигаться сами по себе — требуется локомотив (с которым можно связаться по внутреннему телефону). Первый вагон является основным, в нем находится все оборудование для уборки снега и ледокольного оборудования. Здесь начинается транспортер, передающий снежную массу на конвейеры, которыми оборудованы все автомобили. Конец последнего конвейера оборудован специальным механизмом для бокового сброса снега. Разбрасывает массу до 6 метров.

Основная машина оснащена дизельной силовой установкой, обеспечивающей энергией несколько двигателей. В нем также имеется компрессор, питающий пневмоцилиндры рабочих механизмов. Также в первой и последней машине находятся органы управления. Обслуживать поезд, по правилам, должна бригада из трех человек. Это механик, супервайзер и оператор дизеля.

Зимой машина используется для очистки от снега и льда рельсов, стрелочных переводов и станционных путей. Это необходимо для нормального функционирования железнодорожного транспорта, а также для возможности работы путевых монтажников, контроля креплений и устранения неисправностей.

Но и летом струговой состав не стоит на месте. С его помощью можно очистить железную дорогу от мусора и грязи. При движении снегопоезда скорость зависит от толщины убираемой массы – она может варьироваться от 0,6 до 10 километров в час.

Устройство

Начнем с основного автомобиля. Основой является прочная рама на двух тележках по две оси каждая. Эта рама была специально удлинена для размещения уборочных механизмов спереди. Это откидные боковые крылья и подающий щеточный ротор, управляемый отдельными пневмоцилиндрами подъема и поворота, а также режущий нож. В центральной передней части рамы расположены три устройства для разбивания льда (боковое и центральное). Они также управляются отдельными цилиндрами.

Также на передней машине имеется транспортер, оснащенный электродвигателем и устройством для подъема носовой части (для чего используется специальный цилиндр). По бокам рамы крепятся две щетки, которые сметают мусор или снег с поверхности между гусеницами. Когда машина дает задний ход, они выбрасывают эту массу на дорогу. В рабочем положении они опущены и повернуты на 45 градусов по отношению к ходу движения. Они поднимаются и опускаются с помощью пневматического цилиндра и удерживаются на цепях.

В состав пневматического оборудования входят: клапаны, воздухопровод, обратный клапан, запорные устройства баллонов с воздухом, а также блоки управления (манометры). Кроме того, имеются пневмобаллоны – для каждого рабочего органа свои.

В комплект дизельной силовой установки входит двигатель внутреннего сгорания мощностью 300 лошадиных сил, а также генератор мощностью 200 кВт.

Промежуточные вагоны устраиваются легко. Внутри них движутся конвейеры (управляемые отдельными электродвигателями), перемещая снег дальше. Конечный вагон имеет приемный конвейер разгрузочного типа, а также накопительный и подающий конвейеры, которые различаются по скорости. Все они оснащены отдельными электродвигателями.

Принцип работы

Во время движения снегоочистителя СМ 2 щеточный барабан начинает вращаться и имеет поперечное положение по отношению к рельсам. Он сбрасывает снег на загрузочный транспортер, откуда масса движется дальше, и поступает к накопительному пластинчатому транспортеру, движение которого в десять раз медленнее, чем у загрузочного конвейера. Из-за этой разницы машины средних размеров постепенно засыпаются снегом на большую высоту – до двух метров.

Если снег плотный или его слишком много, барабан поднимают за счет опускания режущего диска. Подающий ротор снова опускается только тогда, когда необходимо выбросить срезанную массу на конвейер. Избавляются ото льда за два-три оборота — во время первого из которых используют тесак, поднимая ротор. Затем щеточный барабан снова работает.

Боковые экраны, оснащенные крыльями, увеличивают выдвижное пространство с 2,45 до 5,1 метра. При транспортировке их поднимают и укладывают параллельно раме. Они также складываются, чтобы избежать случайного повреждения, когда сцена заканчивается и рядом видна станция.

Снег или мусор, которые собираются в промежуточных вагонах, наконец выгружаются в определенном месте. При этом начинает работать механизм отводящего конвейера, который можно настроить на отбрасывание снега в левую или правую сторону. Кстати, это можно сделать не только на автостоянке, но и под поездом.

Технические характеристики

Технические характеристики снегоуборщика СМ2:

Характеристики Индикаторы Единицы измерения
Тип поезда не самоходный
Количество убираемого снега в час 1200 м3
Размер трека 1,52 м
Ширина уборки с крыльями 5.1 м
Ширина захвата при уборке без крыльев 2,45 м
Высота снимаемого сугроба (максимальная) 0,8 м
Рабочая скорость (максимальная) 10 км/ч
Вместимость (со средней тележкой) 215 м3
Вместимость (с двумя автомобилями среднего размера) 340 м3
Для основного блока:
Тип силовой установки У-14, У-36М
Суммарная мощность силового агрегата 200 кВт
Питает движущую силу ротора 40 кВт
Ленточный конвейер 55 кВт
Ширина конвейерной ленты 2,33 м
Длина ротора питателя 2,5 м
Диаметр подающего ротора (со щетками) 1,4 м
Диаметр щетки 0,7 м
Скорость ротора питателя 10 рС
Скорость боковой щетки 8 рС
Скорость конвейерной ленты 1 рС
Вес машины 72 т
Высота 5,25 м
Длина между осями на автосцепках 20.27 м
Ширина (по краям рамы) 3.11 м
Для промежуточного полувагона:
Высота 4,91 м
Длина (между соединительными валами) 24.54 м
Ширина (по краям рамы) 3.08 м
Объем тела 125 м3
Масса 38 т
Мощность двигателя складского конвейера 16 кВт
Максимальный вес 44 т
Для последнего полувагона:
Высота 5,25 м
Длина (между соединительными валами) 24.54 м
Ширина (по краям рамы) 3.08 м
Объем тела 90 м3
Масса 47 т
Разрядка мощности двигателя конвейерной ленты 20 кВт
Максимальный вес 28 т

Средства для борьбы со снегом на железнодорожных и трамвайных путях

На железнодорожных и трамвайных путях используются три типа оборудования:

  • снегоочистители с колесами и гусеницами;
  • снегоуборочные машины на базе локомотивов, вагонов или самоходных платформ;
  • крепления для стандартных вагонов или локомотивов.

Колесная и гусеничная техника

Колесные и гусеничные машины мало чем отличаются от той, о которой вы можете прочитать в статье про КДМ.

Данная техника выполнена на шасси:

  • грузовики;
  • тракторы.

Основное отличие заключается в упаковке.

Ведь машины со скоростными самосвалами не обязаны очищать железнодорожные и трамвайные пути.

Поэтому вместо скоростных самосвалов устанавливается оборудование, более подходящее для конкретной ситуации.

Также востребованы:

  • погрузочная техника (о ней мы писали здесь (погрузочная техника));
  • самосвалы для уборки снега.

Читайте также: Грамотная эксплуатация электрических и бензиновых снегоуборщиков: как правильно их использовать в различных условиях

Варианты снегоуборщиков

Снегоочистители для железнодорожных и трамвайных путей бывают:

  • самоходный;
  • не самоходный.

Изготавливаются на основе:

  • перестановка локомотивов;
  • небольшие колесные платформы.

Даже когда снегоуборочная машина делается на базе вагона или пустой колесной платформы, установка двигателя делает ее самоходной снегоуборочной машиной, не уступающей по снегоуборочной эффективности другому тепловозу.

Спектр задач, решаемых такой машиной, зависит от комплектации навесного оборудования.

Преимущество такой снегоуборочной машины в том, что она может доставлять дорожников в проблемные места, выполняя работу, недоступную технике.

Например, они могут:

  • очистить дорожные точки после удаления снега отвалом;
  • проложить путь в туннелях.

Однако особого спроса на снегоуборочные машины для железных дорог нет.

Ведь они могут выполнять лишь небольшое количество задач, связанных с очисткой дорожек от снега.

Исключение составляют машины, которые можно использовать в другое время года для ремонта или обслуживания путей.

Из-за высокой цены их покупают всего несколько компаний, занимающихся ремонтом/эксплуатацией железных дорог и станций.

Гораздо более востребованы навесное оборудование, превращающее обычный паровоз или вагон в мощный пахотный поезд.

Навесная снегоуборочная железнодорожная техника относится к следующим классам:

  • плуг;
  • поворотный винт;
  • щетка;
  • пневмообдув.

Плужные

Плуговые устройства представляют собой самосвалы разных типов:

  • формы;
  • размеры.

Они аналогичны тем, что устанавливаются на дорожной технике. Подробнее о плужной технике читайте здесь (плуговые партии).

Они предназначены для очистки рельсов от снега глубиной до 2 метров.

Прямые и наклонные самосвалы используются для:

  • патрульная уборка;
  • гусеницы

на железных дорогах с двумя и более путями.

Вы можете использовать эти устройства на одноколейных дорогах. Однако в этом случае двухсторонние отвалы более эффективны.

Прямые и наклонные плуги отбрасывают снег в одном направлении. Поэтому их поворачивают так, чтобы снег отбрасывался вправо. Сбрасывание снега влево возможно только на однопутных участках железной дороги при условии падения снега в обрыв.

Шнекороторные

Роторные винты работают по тому же принципу, что и навесное оборудование для дорожной техники, о котором мы рассказывали в этой статье (Шнековые роторные устройства и их модификации).

Эти устройства измельчают снежную массу и отбрасывают ее от гусениц в наиболее удобном направлении.

Скорость движения при очистке пути с помощью винтово-роторного агрегата значительно ниже, чем при работе струговым устройством.

Однако роторный агрегат способен справиться со снежным покровом глубиной 4 метра, что не под силу ни одному отвалу. Поэтому есть смысл использовать роторный снегоочиститель в особо сложных ситуациях.

В большинстве случаев снегоуборщик приводится в действие мощным электродвигателем, подключенным к бортовой сети:

  • локомотив;
  • самоходная платформа.

Щеточные

Щеточные агрегаты, используемые для очистки железнодорожного пути, по-своему схожи с теми, о которых мы говорили в этой статье (Щеточная насадка:

  • принцип работы;
  • дизайн.

Они не предназначены для:

  • пробивка пазов;
  • справиться с глубоким снегом.

Их основная цель:

  • бороться со свежевыпавшим снегом;
  • чистка переключателей.

Ведь снег, скопившийся между стрелками, ставит под угрозу безопасность движения, ведь энергии сервопривода может не хватить для перемещения стрелки в правильное положение.

Убрав перевод свежего и, что более важно, утрамбованного снега, сервопривод может:

  • нормально изменить стрелку;
  • направлять поезда на правильный путь.

Пневмообдувочные

Пневматические воздуходувки используются для очистки от снега гусеничных передач.

В зависимости от конструкции они создают поток холодного или горячего воздуха.

Горячий воздух более эффективен, так как он не только сдувает снег, но и растапливает лед, делая очистку трансляции более эффективной.

Горячий воздух необходимо использовать, если перед снегопадом был сильный дождь и во время переброски образовалось много снега.

В таких условиях пневмопродувочное оборудование превосходит даже щеточные агрегаты, не справляющиеся с толстым льдом.

Практически любое из перечисленных приспособлений превращает стандартный тепловоз в мощный и эффективный железнодорожный снегоочиститель.

Современное оборудование

Многие компании до сих пор используют оборудование, произведенное во второй половине 20 века. Ведь покупка новой снегоуборочной техники для железных дорог требует значительных затрат.

Новое оборудование:

  • превосходит старый по надежности;
  • более продуктивным и универсальным.

Вот таблица, в которой вы найдете различные образцы современной техники, предназначенной для уборки снега с железнодорожных и трамвайных путей.

Модель Тип Цель Краткое описание Сайт производителя или продавца
ПОМ-1 Машина для очистки гусениц Очищает железнодорожные пути от снега, грязи и песка ПОМ-1 рассчитан на преодоление снега глубиной до 30 см. Оснащен дизельным двигателем и электрогенератором. Благодаря поворотному кругу убирает снег со всех сторон. Может двигаться в составе поезда. омега.by
УПМ-1М Универсальная ленточная машина Выполняет широкий спектр работ Универсальная машина на базе трактора Т-158 (ХТА 200) предназначена для выполнения различных работ, зависящих от установленного набора навесного оборудования. После подключения снегоуборщика он может очищать от снега железнодорожные и трамвайные пути, а также очищать прилегающие территории. www.promglobal.ru
СДП-М2 Снегоочиститель на базе четырехосного лафета Используется совместно с локомотивом, очищает железнодорожные пути от снега глубиной до 1 м СДП-М2 оснащен плугами как спереди, так и сзади. Поэтому его можно разместить впереди или сзади локомотива достаточной мощности. Рабочая скорость до 70 км/ч, транспортная скорость до 90 км/ч. желдорснаб.ру
СМ-7Н Снегоуборочный поезд Очищает железнодорожные пути от снега глубиной до 0,8 м При движении вперед СМ-7Н собирает снег перед собой и транспортером передает его в концевой полувагон. При заполнении полувагона снег отбрасывается влево или вправо на 5-10 м. В зимнее время плуговой поезд используется для расчистки от снега станций, поворотов и горловин. Летом его используют для очистки дорожек от грязи. ttzh.kz
УПМ1-8 Вложения Снегоочиститель для гусеничной машины УПМ-1М Навесное устройство для очистки трамваев и железнодорожных путей от снега. spezkran.com
СС-1М Струг Предназначен для очистки железнодорожных путей от снега и земляных работ Зимой плуг используется для расчистки железнодорожных путей и станций от снега глубиной до 2 м. Бригада на плуге 2 человека. Для работы нужен локомотив. Летом для обработки почвы используют плуг. roctok.ru
РВ-3 Навесное снегоуборочное оборудование Многофункциональное лезвие Самосвал предназначен для установки на любое шасси (вагон, локомотив, локомобиль) подходящее по грузоподъемности. Применяется для очистки железнодорожных путей от снега глубиной до 1,1 м. Летом лезвие можно использовать для удаления грязи со следов грязи и паводков. broadway.ru

Цена такого оборудования зависит от:

  • конфигурация;
  • дополнительные запросы от заказчика.

Таким образом, окончательную стоимость необходимо определить исходя из:

  • режиссер;
  • официальный дилер.

Особенности применения спецтехники и безопасность выполнения работ

При уборке железнодорожных и трамвайных путей необходимо не только убирать снег, мешающий движению поездов или трамваев, но и перемещать его так, чтобы он не попадал на проходящие рядом пути.

Поэтому порядок применения спецтехники, а также последовательность действий при очистке железнодорожных путей подробно описан в различных документах.

Вот некоторые из них:

  1. Инструкция по организации снегозащиты ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) от 22 октября 2013 г. — tdesant.ru.
  2. ЦП-751 Инструкция по борьбе со снегом на железных дорогах РФ разработана ВНИИЖТ МПС — snipov.net.
  3. Инструкция по борьбе со снегом на железных дорогах Российской Федерации от 25 апреля 2000 г. — docs.cntd.ru.
  4. Приказ ОАО «РЖД» от 18 ноября 2014 г. «Об утверждении временной методики оценки трудозатрат на работы по очистке элементов верхнего строения железнодорожного пути от снега» — jd-doc.ru.
  5. ПОТ РО-32-ЦП-652-99 — Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений (утв приказом МПС РФ 24 февраля 1999 г.) — sudact.ru.

Уборка снега с трамвайных путей регулируется тем же положением, что и порядок уборки снега на городских улицах. Ссылки на эти документы можно найти в этой статье (ГК).

Модификации

Наиболее распространенными вариантами являются варианты СМ-2Б и СМ-2М. Последний, имеющий половину топливного бака, более современный. Именно эту модель сейчас выпускает ЗАО «Трансмаш» на английском языке. В отличие от базового агрегата и СМ-2Б он оснащен усовершенствованной системой автосцепки, позволяющей транспортировать поезд, присоединив его к основному вагону. Раньше это было опасно, так как можно было споткнуться. А снегоходы двигались, только подключались сзади.

Технические характеристики модификаций станка СМ2:

Характеристики Индикаторы Единицы измерения
Для модели СМ-2М:
Ширина уборки с крыльями 5.3 м
Пустая транспортная скорость 100 км/ч
Транспортная скорость при загрузке 50 км/ч
Емкость бензобака 2200 л
Общая длина поезда до 93 958 м
Ширина (по оценке) 3.3 м
Высота (максимальная) 5.3 м
Вес (общий) до 188,6 т
Грузоподъемность (полная) до 122 т
Для модели СМ-2Б:
Ширина уборки с крыльями 4.9 м
Емкость бензобака 4200 л
Транспортная скорость до 50 км/ч
Общая длина до 93,8 м
Вес (общий) до 195 т
Грузоподъемность (полная) 116 т

Путевые машины для борьбы со снегом

Для борьбы со снегом на черновых и станционных путях применяют два типа путевых машин, поговорим о каждом отдельно.

Снегоочиститель

Снегоочиститель – это специализированное транспортное средство, которое оснащено непосредственно снегоочистителями. Снегоочистители бывают роторными и даже реактивными, а есть и попроще – клиновыми или плуговыми.

В нашей стране применяемые снегоочистители не самоходные, их прицепляют к тепловозу, который будет толкать вагон. В некоторых странах снегоочистители представляют собой самоходный подвижной состав.

Снегоуборочные плуги с плугом или клином применяются для расчистки путей от снега на осадке, для однопутных и двухпутных участков применяются разные типы плугов, которые, разумеется, различаются по ширине. Снег брошен. А вот роторные снегоуборщики намного мощнее, и снег можно отбрасывать на целых 50 метров.

Снегоуборочная машина

А вот снегоочистители могут быть интереснее. В основном они используются для очистки станционных путей. Просто отбрасывать снег в сторону — здесь не получится, есть боковые дорожки и счищенный с основных троп снег будет лететь или падать только на них. Поэтому снегоочистители используют другой принцип.

Самая известная отечественная снегоуборочная машина – СМ-2. И хотя он тоже не самоходный (сзади его тоже толкает локомотив, чаще, конечно, тепловоз), принцип действия у него совсем другой. Кстати, хоть у нее и несколько вагонов (о чем пойдет речь далее), называть ее струговым поездом не совсем правильно, потому что струговый поезд — это именно струговой вагон (или струговой вагон) вместе с паровозом.

Крылья с боковыми щетками крепятся к головной тележке СМ-2, которая непосредственно убирает снег и проталкивает его дальше. За головным вагоном стоят три специальных товарных вагона, в которые с помощью конвейерных лент падает снег и собирается там. Снег можно выгрузить либо на стоянке, либо прямо на ходу, он выгружается из прицепа.

Но на самом деле совсем не обязательно, что снегоочиститель исключительно для тяги, а снегоочиститель для станционных путей. Все еще зависит от типа используемого снегоуборщика.

Немного про очистку стрелочных переводов от снега

Но рельсы не настолько почистить, чтобы вышла только головка рельса. Если снежная масса окажется между шириной и рамной рейкой, что бывает зимой, то обслуживать не получится. Есть три способа очистить стрелу от снега.

Первый – самый простой, но в то же время трудоемкий – вручную убрать снег между ширинкой и рамной рейкой. Это делают железнодорожники с помощью подручных средств. Другой, более продвинутый, заключается в «выдувании» снега сжатым воздухом, который подается по тем же синим трубам, которые проходят вдоль трасс. А вот с мокрым снегом такой трюк обычно не проходит, и железнодорожникам приходится все делать своими руками.

Ну и третий способ, самый безотказный, но в то же время очень затратный, это электрический нагрев катушек. Думаю, нет смысла объяснять — рельсы нагреваются, снег тает. Но не все избиратели оснащены такой системой. Опознать их можно по проталинам более или менее правильной формы.

Оцените статью
Блог по переработке отходов
Adblock
detector