- Области эксплуатации колесных и гусеничных снегоуборщиков
- Виды гусеничных шасси для снегоуборщиков
- Типы органов передвижения снегоуборочных машин
- Совет №1 — Что такое шнек и какой лучше выбрать?
- Классификация гусеничных механизмов снегоуборщиков
- Какое давление должно быть в шинах снегоуборщика?
- Устройство привода колес снегоуборщика
- Параметры для оценки шасси снегоуборщика
- Создание условий для эффективной уборки снега
- Сцепление с дорогой
- Удобство управления
- Обеспечение очистки больших площадей
- Сложность обслуживания и ремонта
- Стоимость агрегатов с различными видами шасси
- В каких ситуациях лучше снегоуборщик на гусеницах, в каких на колесах
- Рейтинг бензиновых моделей с ценами и отзывами
- STIGA ST 5266 P Trac
- PATRIOT Сибирь 85 ЕТ
- Huter SGC 8100C
- AL-KO SnowLine 760TE
- Какое из гусеничных шасси лучше
Области эксплуатации колесных и гусеничных снегоуборщиков
Разные типы шасси делают снегоуборщики пригодными для эксплуатации в определенных условиях. Колесные снегоуборочные машины лучше всего использовать на ровной поверхности без крутых подъемов и склонов. На территории могут быть труднодоступные места – высокая маневренность позволит снегоочистителю быстро расчистить их без риска повредить рукоятью или ведром внешнюю отделку жилых домов. Снегоочистители с колесами хорошо справляются со снятием слоя снега, толщина которого не превышает 30 см. Если снега больше, агрегат будет постоянно в нем закапываться. Еще одно важное требование – площадка не должна быть покрыта коркой льда.
Снегоуборочные машины Caterpillar подходят для уборки снега на участках со склонами и спусками. Толщина снежного слоя практически не имеет значения, так как ходовая часть все равно не застревает в снегу. Гусеничные машины можно смело использовать на участках, покрытых ледяной коркой – машина не будет на ней буксовать, а при включенной второй передаче сможет безопасно двигаться и убирать снег. Гусеничные снегоочистители отлично подходят для расчистки больших сугробов высотой до 2,5 м. Они также хорошо справляются с уборкой тяжелого, липкого снега.
Большой вес гусениц легко давит массы. После этого шнековый механизм измельчает оставшийся снег и направляет его в разгрузочный желоб.
Виды гусеничных шасси для снегоуборщиков
В зависимости от заводской комплектации гусеничный снегоуборщик может комплектоваться шасси двух типов. К ним относятся:
- двухкатковый – состоит из гусеницы, а также двух зубчатых – катков, один из которых ведущий;
- трехкатковый – шасси этого типа имеет форму треугольника, в верхней части которого находится ведущее колесо, а в нижней – 2 опорные шестерни.
Единственная разница между этими двумя типами заключается в площади контакта с поверхностью. Трехкатковые шасси при движении занимают площадь почти в 2 раза большую, чем двухкатковые механизмы. Другими словами, снегоочиститель с трехколесным шасси будет более эффективен на больших площадях, где машине нужна большая площадь контакта с поверхностью.
Важным недостатком трехроликовых механизмов является достаточно высокий центр тяжести. Следовательно, они будут менее устойчивыми на склонах. Таким образом, транспортные средства с ремнями этого типа лучше всего использовать на ровной поверхности.
Типы органов передвижения снегоуборочных машин
Современные снегоуборочные машины оснащаются двумя типами систем, отвечающих за передвижение транспортных средств по участку.
Они включают:
- система хода колес — состоит из двух пневматических колес с одинаковыми размерами и одинаковым рисунком износа. Колеса снегоуборщика изготовлены из прочной резины, выдерживающей низкие температуры. Самым большим преимуществом таких снегоуборщиков является их маневренность. Снегоочистители на колесах весят меньше своих собратьев на гусеницах, поэтому успешно преодолевают препятствия в виде небольших ям или холмов. Среди недостатков колесных снегоочистителей следует выделить плохую устойчивость на склонах и способность скользить по скользкому льду;
- гусеничная система передвижения – гусеничный снегоочиститель отличается от колесного более высокой проходимостью. Как правило, техника этого типа оснащается более мощными двигателями, имеющими солидный запас тяги. Благодаря этому гусеничная снегоуборочная машина способна преодолевать высокие препятствия без риска срыва движения. Кроме того, гусеничная техника более устойчива на гладком обледенелом покрытии. Недостаток у этой техники только один – большой вес, что негативно сказывается на маневренности машин.
Среди пользователей большей популярностью пользуются колесные снегоуборщики. Это связано с тем, что даже фирменные снегоуборщики с функцией отключения колеса дешевле стандартных гусеничных машин с обычной заводской настройкой.
Совет №1 — Что такое шнек и какой лучше выбрать?
Шнек является рабочей частью снегоуборщика. Он похож на спиралевидное лезвие, которое при вращении сгребает снег. Модели отличаются друг от друга материалами изготовления и габаритами. Металлические винты очень прочны. Их назначение – дробление самого твердого типа снега, утрамбованных сугробов. Но использовать их для очистки тротуарной плитки не рекомендуется, слишком велик риск появления царапин от зубьев. Специально для этих целей есть модели с нанесенной на винт резиной. Или снегоуборщики с пластиковыми лыжами под ковшом, как, например, в моделях Cub Cadet.
Классификация гусеничных механизмов снегоуборщиков
Современные снегоочистители оснащаются гусеницами двух типов.
Они включают:
- 2-х катковая – ходовая часть этого типа состоит непосредственно из самой гусеницы, а также из двух катков – шестерен, одна из которых играет роль ведущей;
- 3-х роликовые – эти механизмы имеют форму треугольников. В их состав входит ведущее колесо, расположенное сверху, а также 2 опорных катка, установленных в нижней части агрегата.
Единственным существенным различием между этими механизмами является площадь контакта с покрытием. У трехкаткового шасси он почти в два раза больше, чем у двухкаткового. Следовательно, сцепление с грунтом у 3-каткового шасси будет выше. Другими словами, снегоуборщики с 3-роликовыми ремнями демонстрируют более высокую устойчивость на участках, где требуется большая площадь контакта машины с землей.
При этом важно учитывать, что снегоочистители, выполненные на 3-х катковом гусеничном шасси, имеют значительно более высокий центр тяжести, что делает их менее устойчивыми на склонах.
Для бытового использования обычно нет большой разницы в количестве рулонов. Но если машину приходится использовать на больших площадях с неровным рельефом, лучше выбирать агрегаты с 2-х катковым гусеничным шасси.
Какое давление должно быть в шинах снегоуборщика?
Перед каждым использованием снегоуборщика необходимо проверять состояние колес. Одним из важнейших факторов, от которого зависит правильная работа колес, является давление в шинах. Для измерения этого параметра необходимо использовать манометр.
Каждый из производителей снегоочистителей указывает свои средние параметры напора. В среднем этот показатель для каждого колеса должен составлять 1,4 бара. Категорически запрещается превышать этот показатель при накачивании шин, так как это может привести к чрезмерному расширению шин и их ускоренному износу.
Производители снегоуборщиков не рекомендуют владельцам техники заниматься шиномонтажными работами самостоятельно без соответствующего опыта. В этих случаях даже небольшая ошибка может привести к проколу шины или деформации металлического обода, на котором она установлена.
Устройство привода колес снегоуборщика
Колесный привод отвечает за передачу вращающего усилия от ведущего вала двигателя к ведомым компонентам шасси. Основным элементом привода является ремень, отвечающий за соединение двигателя и редукторов ведомых колес.
Помимо ремня, в приводной механизм входят следующие элементы:
- передача;
- приводной вал;
- приводной узел, передающий мощность на вал с внутренними зубьями;
- стабилизатор, свободно вращающийся вне зависимости от положения других деталей.
Приводной вал, с другой стороны, состоит из малой и большой шестерни. Во время движения малая шестерня приводит в движение большую, что обеспечивает вращение правого и левого колеса независимо друг от друга.
Подобным приводом оснащена снегоуборочная машина Caterpillar. Разница лишь в том, что основными рабочими органами в механизмах привода гусеничных снегоочистителей являются цепи. Они прочнее ремней, поэтому могут выдерживать более высокие нагрузки.
Параметры для оценки шасси снегоуборщика
Сразу отметим, что в данной статье речь не идет о несамоходных (ручных) колесных снегоуборщиках. Сравнение только с самоходными снегоочистителями на колесах и гусеницах, так что рядом:
- сорт
- характеристики,
- расходы.
Чтобы определить критерии, по которым можно судить о шасси снегоуборщика, необходимо понять требования к этим машинам или возлагаемые на них ожидания.
Ходовая часть самоходной снегоуборочной машины должна:
- создать условия для эффективной уборки снега;
- обеспечивают оптимальную тягу;
- быть простым в управлении;
- обеспечить условия для расчистки больших площадей от снега;
- быть простым в обслуживании и ремонте;
- стоит недорого.
Создание условий для эффективной уборки снега
Эффективная уборка снега возможна только в том случае, если движение вперед соответствует способности шнека измельчать и выбрасывать снег.
Чем плотнее и тяжелее снег, тем ниже должна быть скорость снегоочистителя.
Если шасси создает большее движение вперед, то:
- увеличивается нагрузка на винтовой механизм;
- его оборот падает;
- дальность выброса снега уменьшается.
Кроме того, слишком быстрое движение вперед приводит к значительному увеличению нагрузки на:
- редуктор винтово-роторного механизма;
- мотор снегоуборщика.
Поэтому оптимально адаптированное шасси должно двигать снегоуборщик вперед со скоростью, подходящей для расчищаемого снега.
Правильный выбор скорости возможен только при достаточном количестве передач.
В большинстве случаев на гусеничных и колесных снегоуборщиках количество передач составляет 5/2 (вперед/назад) или 6/2.
Однако есть очень дорогие агрегаты, где число передач 2/1.
Например Хонда HS655.
У таких агрегатов максимальная скорость соответствует расчистке глубокого свежего снега. Нижняя подходит для уборки глубокого снега, покрытого ледяной коркой. Это означает, что при уборке не слишком высокого снега скорость снегоочистителя будет меньше допустимой.
С одной стороны, это хорошо, поскольку снижает нагрузку на:
- снижение;
- двигатель.
С другой стороны, это увеличивает время, необходимое для очистки области.
регулировка скорости движения за счет изменения оборотов двигателя — очень плохое решение. Потому что двигатель выдает максимальную мощность только в небольшом диапазоне оборотов.
Поэтому отклонение от него приводит к резкому падению:
- мощность двигателя;
- кПД винтового механизма.
Сцепление с дорогой
Гусеничный плуг имеет лучшую тягу.
Но, как мы сказали выше, слишком большое движение вперед увеличивает нагрузку на:
- снижение;
- двигатель.
Однако тяга очень важна при уборке снега на склонах.
Колесные самоходные снегоуборщики начинают буксовать, если они движутся по уклону более 5 градусов.
Именно поэтому во всех инструкциях к таким устройствам написано, что на склоне их нужно двигать только вверх или вниз.
На склонах до 10-15 градусов (в зависимости от типа поверхности) снегоуборщики с ремнями держат заданное направление и не соскальзывают вниз.
Однако и колесные, и гусеничные агрегаты склонны к опрокидыванию при движении по склонам более 20 градусов.
То есть, если правильно использовать самоходные снегоочистители с колесами, они обеспечивают достаточную тягу и ничем не уступают гусеницам.
Удобство управления
На управление самоходным шасси снегоочистителя влияют следующие параметры:
- длина ручки;
- наличие свободного места для точения или токарной обработки;
- возможность блокировки колес;
- масса устройства.
Нельзя однозначно сказать, какое шасси легче или сложнее в управлении.
Легкий снегоуборщик на колесах легко настраивается без особых усилий.
Ведь длинные ручки образуют большой рычаг.
Однако при удалении снега с глубины более 40 см оператору очень трудно сместиться вбок, чтобы эффективно повернуть снегоуборщик.
Поэтому в таких условиях предпочтительнее иметь агрегаты, в которых одно из колес заблокировано от вращения. Такая же система используется на гусеничных устройствах.
После блокировки одного колеса или гусеницы агрегат начинает поворачиваться на место, потому что другое колесо или гусеница продолжает толкать его вперед.
Недостаток такой системы управления очевиден – чтобы научиться оперировать большим количеством рычагов, требуется немалый опыт.
Поэтому нельзя сказать, какое шасси всегда лучшее.
Колеса лучше чистить:
- длинные прямые участки;
- мелкий снег.
Гусеницы лучше чистить:
- глубокий снег;
- места сложной формы.
Еще одним важным фактором является масса устройства. Ведь одно дело крутить 30-60-килограммовую снегоуборочную машину. Другое дело перевернуть машину, которая весит более 100 кг.
В свою очередь масса устройства зависит от:
- мощность двигателя;
- ширина и высота лотка;
- производительность винтового роторного механизма.
Поэтому для большинства бытовых самоходных снегоуборщиков с массой колес менее 60-80 килограмм управление блокировкой колес не требуется.
Потому что крутить снегоуборщик такой массой легко и вручную.
Кроме того, снегоуборщики с гусеницами оснащены системой наклона ковша.
Благодаря этому оператору не нужно:
- нажмите ручки на землю, чтобы поднять ковш;
- при необходимости поднимите рукоятку, чтобы немного наклонить лоток вперед.
Такая система облегчает удаление высокого и заледенелого снега, но лишь в незначительной степени.
Обеспечение очистки больших площадей
Чем больше очищаемая площадь, тем выше нагрузка на:
- снижение;
- двигатель.
Поэтому для уборки прилегающих территорий достаточно снегоочистителей с мощностью двигателя 5–7 лошадиных сил.
Но этих снегоуборщиков недостаточно для уборки:
- стадионы;
- участки дороги.
Для них требуются агрегаты с мощностью двигателя 10-15 и более лошадиных сил.
Для работы с таким двигателем нужно:
- более мощная коробка передач;
- более производительный винтовой механизм.
Кроме того, увеличение мощности двигателя позволяет увеличить площадь ковша.
Все это приводит к увеличению веса и необходимости приложения очень больших усилий для поворота.
Из-за этого полупрофессиональные и профессиональные снегоуборщики должны быть оборудованы блокировками колес или гусениц.
Поэтому и ленточные, и колесные агрегаты одинаково подходят для уборки больших площадей.
Сложность обслуживания и ремонта
Ходовую часть обычных колесных снегоуборщиков может отремонтировать самостоятельно любой человек, умеющий без посторонней помощи поменять колесо на автомобиле.
Самые частые поломки в таких устройствах:
- порвался приводной ремень;
- повреждение фрикционного кольца.
Обе детали рекомендуется менять раз в сезон, поэтому они относятся к расходным материалам. Средняя стоимость пояса и кольца не превышает 2 тысяч рублей.
Шасси с механическим приводом со съемными колесами или гусеницами ремонтировать сложнее.
Поэтому для его ремонта требуется специальная подготовка или умение ремонтировать:
- коробки передач;
- бензиновые двигатели.
На таких снегоуборщиках необходимо раз в сезон менять:
- фрикционное кольцо;
- ремень безопасности.
На некоторых моделях вместо ременной передачи устанавливается цепь, ведь ее хватает на 3-5 сезонов.
Ремонт муфты, выводящей из строя колеса, требуется не чаще, чем раз в 2-4 года. Стоимость запчастей для ремонта сцепления невысокая (до 5 тысяч рублей), но эту работу должен проводить специалист.
Самое сложное и дорогое в обслуживании и ремонте гусеничное шасси, на котором установлена гидростатическая трансмиссия.
В них двигатель приводит в действие масляный насос (гидравлический), который обеспечивает циркуляцию гидравлической жидкости.
Гидромоторы преобразуют циркуляцию жидкости в крутящий момент, который вращает шестерни ременной передачи.
Такая система устанавливается на очень мощные снегоочистители с:
- отличное выступление;
- весит сотни килограммов;
- на сотни тысяч или даже миллионы долларов.
Естественно, ремонт и обслуживание такой коробки передач намного дороже обычных механических приводов, а провести обслуживание своими силами даже невозможно.
Стоимость агрегатов с различными видами шасси
На цену самоходной снегоуборочной машины влияет множество факторов, но есть связь между типом шасси и ценой:
- снегоуборщики с прямым приводом на все колеса 15-45 тысяч рублей, например CHAMPION ST556;
- снегоуборщики на колесах с выведенными из строя колесами 60-120 тысяч рублей, например Huter SGC 6000;
- гусеничное шасси со сменными гусеницами 40-130 тыс руб., например Al-Ko Snowline 760 te;
- гусеничное шасси с гидростатической трансмиссией 180-350 тыс руб., например HUSQVARNA ST330PT.
В каких ситуациях лучше снегоуборщик на гусеницах, в каких на колесах
Единственная ситуация, когда гусеничная ходовая часть дает какое-либо преимущество, — уборка снега на склонах, когда невозможно передвигать снегоуборщик вверх-вниз.
При этом высокое сцепление гусениц с расчищенным грунтом удерживает машину на заданном пути при уклоне до 5-15 градусов в зависимости от многих условий.
Если очищенная от снега поверхность покрыта льдом, то даже уклон в 5 градусов опасен для оператора.
Вот почему он должен носить туфли с шипами.
При уклоне более 15 градусов вероятность опрокидывания снегоуборочной машины резко возрастает.
Если поток выбрасываемого снега направлен вверх, вероятность опрокидывания возрастает еще больше.
Кроме того, сугробы снега, направленные на вершину холма, приводят к проскальзыванию даже гусеничных агрегатов. Это означает, что в таких условиях у ходовой части нет никаких преимуществ.
Поэтому для бытовых снегоуборщиков, используемых дома или на даче, предпочтительны колесные шасси. При аналогичных свойствах они намного дешевле.
Для мощных профессиональных снегоуборщиков, которые могут работать в сложных условиях (например, при уборке снега с горных дорог или наклонных обочин), предпочтительнее использовать гусеничную ходовую часть.
Стоимость таких снегоочистителей составляет сотни тысяч рублей, поэтому многие компании вместо гусеничных снегоуборочных машин используют навесные агрегаты для различной техники, потому что это значительно дешевле.
Рейтинг бензиновых моделей с ценами и отзывами
Вот описание нескольких моделей гусеничных снегоходов, которые пользуются наибольшей популярностью у покупателей.
STIGA ST 5266 P Trac
Снегоуборщик с 4-тактным двигателем Stiga мощностью 8,40 л.с. Мед можно использовать для зачистки территории любой степени сложности. Оснащен ковшом размерами 66х53 см, обеспечивающим мощный захват снега, двухступенчатой системой очистки.
Имеет удобную систему управления (вся система рычагов выводится на панель перед оператором). Шнек, снегоотбрасыватель, крыльчатка изготовлены из прочной, легированной стали, что обеспечивает долгий срок службы.
В модели предусмотрена механическая система регулирования положения вала. Дополнительные функции — подогрев ручек и фара обеспечивают комфортную работу в любое время суток. Траки с тремя катками создают отличное сцепление с любым покрытием и хорошие внедорожные свойства. Средняя стоимость оборудования составляет 149 990 рублей. Читайте отзывы здесь. Обзор снегоуборщиков STIGA представлен в этой статье.
PATRIOT Сибирь 85 ЕТ
Агрегат максимально оснащен устройствами автоматики. Двигатель мощностью 7,8 л.с обеспечивает надежную работу оборудования. Благодаря наличию большого ковша (рабочие размеры 60х51 см), прочного рельефного сверла возможна уборка мокрого и утрамбованного снега.
Модель имеет механическую систему регулирования положения желоба, с возможностью отбрасывания снега до 15 м. Быстрый запуск двигателя при минусовых температурах обеспечивается электростартером. Модель достаточно маневренная (есть возможность отключения дифференциала).
Патриот Сибирь 85 ЕТ закупается государственными службами для очистки больших поверхностей любой степени сложности. Средняя стоимость устройства составляет 102 590 рублей. Читайте отзывы здесь. Подробнее о снегоуборщиках Patriot читайте здесь.
Huter SGC 8100C
Самоходная установка с четырехтактным бензиновым двигателем мощностью 13 л.с запускалась с помощью электростартера. В комплекте двухступенчатая система очистки с разгрузочным шнеком, вместительное ведро размером 70 х 54 см. При необходимости имеется система автоматической блокировки дифференциала.
Вращение снегоуборщика регулируется механически, максимальная дальность выброса 15 м. Мощный снегоуборщик с возможностью удаления значительного слоя слежавшегося снега и наста. Дополнительные функции включают налобный фонарь для уборки в темное время суток, ручки с подогревом.
Благодаря наличию гусеничного хода машина имеет высокий уровень проходимости. Средняя стоимость модели составляет 100 310 рублей. Читайте отзывы здесь и здесь. Подробнее о снегоуборщиках Huter читайте здесь.
AL-KO SnowLine 760TE
Модель с двухуровневой системой очистки оснащена металлическим рельефным шнеком, большим ведром (размер 76х54,5 см). Электростартер обеспечивает работу двигателя при низких температурах. Модель с двухступенчатым днищем обладает высокой устойчивостью и отличным сцеплением.
Агрегат имеет механическую систему контроля положения вала с дальностью броска до 15 м. Вместительный топливный бак обеспечивает длительную работу техники без дозаправки. Есть функция подсветки в темноте и подогрев ручек. Средняя стоимость снегоуборщика составляет 149 990 рублей. Читайте отзывы здесь.
Какое из гусеничных шасси лучше
На снегоуборочных машинах используются два типа ходовой части:
- двухроликовый;
- три рулона.
Двухкатковое шасси состоит из:
- гусеницы;
- две шестерни (ролики), одна из которых ведущая.
Трехкатковое гусеничное шасси выполнено в форме треугольника — ведущее колесо находится сверху, два опорных катка — снизу.
Единственная разница между этими шасси — разная площадь контакта с землей. В деревянных рулонах почти в 2 раза больше.
Это означает, что снегоуборщик с трехроликовым гусеничным приводом более эффективен там, где требуется большая площадь контакта с землей.
Однако снегоуборщики с тремя роликами имеют гораздо более высокий центр тяжести и поэтому менее устойчивы на склонах.
Поэтому разницы в количестве катков для бытовых снегоуборщиков нет. Применяются там, где удельное давление на грунт не имеет особого значения.
Брусчатка или мерзлый грунт в равной степени способны выдержать любое специфическое давление, которое могут создать снегоуборочные машины.