- Что такое КДМ
- Преимущества и недостатки
- Изменение конфигурации
- Отечественные новинки дорожных машин
- Стоимость
- Шасси
- Навесное оборудование
- Монтаж
- Влияние времени года и финансового состояния предприятий
- Как подобрать правильную комплектацию КДМ
- Использование универсальной спецтехники
- Как выглядит комплексная дорожная машина?
- Использование КДМ
- Основные виды КМД
- По модели автомобиля и установленной на него шасси
- По весовой категории
- По монтажу цистерны или разбрасывателя песка
- Где изготавливается российская комплексная дорожная техника?
- Брянское производственное объединение «Ирмаш»
- Курганский завод дорожных машин
- Мценский завод коммунального машиностроения
- Арзамасский завод коммунального машиностроения
- Кемеровский опытный ремонтно-механический завод
- Производственная компания «Ярославич»
- Изготовление импортных КДМ
Что такое КДМ
С помощью навесного оборудования любой трактор или грузовик можно подготовить к конкретным задачам.
Например, установив на транспортное средство щеточно-поливочное оборудование, машину или трактор можно использовать для:
- подметание;
- мыть улицы и тротуары.
Установив некоторое оборудование для борьбы со снегом, например, передний отвал, можно будет расчищать дороги этой машиной зимой.
Большинство тракторов поддерживают только переднее и заднее навесное оборудование, в то время как грузовики также могут быть оснащены центральным блоком.
Грузоподъемность трактора значительно ниже, поэтому на него сложно установить тяжелые устройства.
Это ограничивает использование тягачей на дорогах, но на бездорожье их высокая проходимость позволяет выполнять работы, недоступные для грузовиков.
Установка аксессуаров еще не превращает трактор или грузовик в полноценное транспортное средство. Любые изменения конструкции должны быть внесены в документы.
Если оборудование:
- проверенный;
- правильно установлен
достаточно пройти техосмотр.
После осмотра инспектор ГИБДД внесет необходимые изменения в:
- пропуск транспортного средства (ПТС);
- свидетельство о регистрации транспортного средства.
Затем с новыми документами владелец машины идет в страховую компанию, где вносят изменения в страховку.
Только после этого можно выпускать транспортное средство на дороги общего пользования.
Поэтому КДМ – это тракторная техника или грузовой автомобиль, с комплектом сертифицированного навесного оборудования и необходимыми документами, подобранными для решения каких-то задач.
Иногда компаниям и предпринимателям выгоднее один раз вложиться и купить КДМ, настроенный на выполнение конкретной задачи, чем несколько раз в год менять комплектацию машины или трактора.
После каждого изменения конфигурации приходится выполнять процедуру внесения изменений в документы, а это очень много потраченного времени.
Преимущества и недостатки
Самым большим преимуществом комбинированных дорожных машин является то, что они уже настроены для выполнения задачи, поэтому их не нужно модифицировать.
С наступлением зимы КДМ достаточно для проведения технического обслуживания и может быть выпущен на улицы для патрулирования снегоуборочных или более серьезных работ.
Их не нужно гнать на смотровую площадку ГИБДД для проведения различных расследований, тратя на них время и деньги, ведь они уже оборудованы всем необходимым:
- документы;
- разрешения.
КДМ будет достаточно дважды в год проходить гостехосмотр, согласно ПДД и законам, принятым в РФ.
Недостатки комбинированных дорожных машин очевидны – они хорошо подходят для узкого круга работ. Если они и могут выполнять любую другую работу, то с заметно более низким качеством.
Например, КДМ КО-829ДМ производства ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» может выполняться зимой:
- быстрая очистка дорог от снега;
- патрульная уборка;
- посыпать дорогу противогололедными реагентами.
Летом эта машина:
- собирает пыль и грязь;
- подметает и моет дороги;
- полив газонов.
Из-за того, что в корпусе установлены емкости для песка и промывки, объем каждой из них значительно меньше, чем у машин, настроенных на одну операцию – либо шлифовку, либо промывку.
Передний отвал, о котором мы говорили в статье (плуговое оборудование), очень эффективен зимой, но летом ему трудно найти применение.
Песок разровнять могут, но шасси МАЗ-5340В2 для таких работ не подходит, тут нужен тягач.
Шасси МАЗ-5340В2 довольно быстрое, поэтому длительное движение со скоростью 1-2 километра в час приведет к перегреву:
- двигатель;
- коробки передач.
Тем не менее КО-829ДМ, хоть и с низким КПД, можно использовать круглый год.
Иная ситуация со снегоуборочной машиной Су 2,5 «Снежбитель Снега» на базе МТЗ 1221 производства Переволоцкого механического завода.
Эта машина представляет собой мощный навесной снегоуборщик, устанавливаемый на трактор. Об этом типе навесного оборудования мы говорили в статье (Шнеки и их модификации). При снятии навесного агрегата необходимо внести изменения в документы на трактор.
Читайте также: Плужное оборудование: отвалы для уборки снега на трактор, грузовик, погрузчик и прочую технику
Изменение конфигурации
Замена одного навесного агрегата на другой происходит без изменения документов.
Но это возможно только для устройств:
- устанавливается на универсальный подвес;
- выдано или одобрено производителем КДМ;
- со всеми необходимыми документами и сертификатами.
Даже когда документы необходимо поменять, это не займет много времени при соблюдении вышеперечисленных условий.
Установка такого навесного оборудования не требует никаких изменений в конструкции машины, поэтому все сводится к:
- осмотр инспектором машины;
- проверка документов на машину и навесное оборудование;
- оформить новый ПТС или изменить старый (если установлено оборудование, не одобренное производителем КДМ);
- внести изменения в страховку ОСАГО (если установлено оборудование, не одобренное производителем КДМ).
Если производитель внес в ПТС только модель КДМ, то замена одних устройств на другие (пусть и не утвержденные производителем, но имеющие сертификаты) с помощью универсальной монтажной панели будет происходить без переоформления автомобиля.
Отечественные новинки дорожных машин
В данном обзоре речь пойдет о машинах, разработанных и запущенных в серийное производство в 2013 году. На сегодняшний день эта техника является воплощением самых передовых разработок в производстве КДМ.
И так, начнем с русских юнитов. Пожалуй, одной из самых доступных комбинированных дорог сейчас можно назвать СААЗ МДК-432932 производства Скопинского автоагрегатного завода. За 1,9 млн рублей заказчик получает машину, предназначенную для всесезонного содержания твердых дорожных покрытий.
С помощью электронной панели управления в кабине и гидравлической работы оборудования можно управлять:
- узел разбрасывания соли и песка с системой увлажнения соли, системой распределения по ширине и поддержания постоянной плотности реагентов;
- оборудование для орошения высокого давления с вращающимися форсунками и гребенкой с форсунками;
- четыре вида самосвалов (в комплекте) и два вида щеток (в комплекте), плюс — дополнительное оборудование для забора воды из водоемов.
Более дорогое, но и более функциональное оборудование этого типа сегодня выпускает Арзамасский завод коммунального машиностроения. Машина КО-829Б1 в настоящее время является лидером продаж среди КДМ российского производства.
За 3,1 млн рублей заказчик получает 280-сильный дизельный автомобиль на базе шасси КАМАЗ. В комплекте с машиной: бак объемом 12 куб м и оросительное оборудование с дальностью заброса 20 м; корпус распределителя противогололедных материалов на 8 куб м, а также щетку и отвал с шириной рабочей зоны 2,5 м.
Аналогичная комбинированная машина для взвешивания ЭД-405 от завода КДМ им. АИМИ Калинина. Агрегат на шасси КАМАЗ 65115-62 стоимостью 3,3 млн рублей оснащен: баком на 13,5 куб.м (дальность выброса воды от 4 до 18 м) и аналогичным корпусом пескоразбрасывателя Арзамасский на 8 куб.м.(распределение МПГ от 2 до 10 м). В комплект также входят щетка и лезвие с шириной рабочей зоны от 2,5 до 3 м.
Стоимость
Цена комбинированных дорожных машин зависит от:
- стоимость автомобиля;
- стоимость вложений;
- трудности установки;
- наличие универсальной подвески;
- время покупки;
- скидки и акции.
Шасси
Стоимость транспортного средства — это затраты, понесенные производителем при покупке базовой машины или трактора.
Самый дешевый вариант — пустое шасси, состоящее из:
- кабина с двигателем;
- трансферы;
- кулон;
- кадры.
Это связано с минимальными затратами автопроизводителя, ведь стоимость дополнительного оборудования, устанавливаемого на голое шасси, часто превышает стоимость.
Самосвалы самые дорогие, потому что стоимость в 2-4 раза выше базового шасси. Поэтому КДМ на их базе намного дороже машин на базе пустого шасси.
Навесное оборудование
После покупки шасси или машины в сборе производитель КДМ производит или покупает сертифицированные комплектующие.
За счет сертификации стоимость такого оборудования в разы превышает аналогичную самоделку, но после установки требуется только формальный технический осмотр.
Поэтому компании, выпускающие комбинированные дорожные машины, никогда не ставят на них несертифицированные орудия. Убытки от проведения расследований и подкупа различных должностных лиц превышают любую возможную прибыль.
Монтаж
Некоторые устройства устанавливаются в местах, предусмотренных конструкцией машины. Например, они крепятся к отверстиям в опорной раме.
Однако для установки большей части оборудования потребуется переделать раму или некоторые системы на базовом шасси.
Эта работа требует высочайшей квалификации, поэтому ее должны выполнять специалисты, получившие допуск от производителя автомобиля.
Для внесения изменений в шасси КамАЗ специалист должен, например:
- пройти обучение в одной из дочерних компаний этого бизнеса;
- получить нужный сертификат.
Если работу проводит несертифицированный специалист, вам придется пройти сложную и дорогостоящую экспертизу, которая подтвердит, что изменения внесены правильно и не ухудшили характеристики автомобиля или трактора.
Все это удорожает работу, ведь услуги таких специалистов не могут стоить дешево.
Оптимальный вариант, когда специалист устанавливает на базовое транспортное средство универсальную подвеску. Ведь даже сам водитель базового автомобиля может осуществить крепление к такой подвеске согласованного с ним оборудования, и после замены одного узла на другой осмотр не требуется.
Влияние времени года и финансового состояния предприятий
Большинство компаний, занимающихся переоборудованием обычных грузовиков и тягачей в КДМ, выполняют эту работу круглый год.
Исключение составляют малые предприятия, которые работают на:
- предварительный заказ;
- полная или частичная предоплата.
Впрочем, даже крупные компании не пренебрегают сборкой КДМ на заказ, но стоят такие машины немного дороже.
После окончания зимнего сезона, а также когда количество установленных, но не проданных комбинированных дорожных машин становится слишком большим, стоимость уменьшается.
Ведь производитель вынужден не только оплачивать расходы по хранению готовых машин, но и платить проценты по кредитам, которые ему приходится брать на покупку:
- базовый автомобиль;
- все необходимые аксессуары.
Поэтому многие производители периодически:
- проводить различные кампании;
- предлагать различные скидки.
Это обеспечивает более быстрое:
- продавать готовую продукцию;
- погасить кредит;
- извлекать прибыль.
Как подобрать правильную комплектацию КДМ
Под правильным оборудованием обычно понимается то, которое лучше всего подходит для решения конкретных задач, например, для:
- Очищает дороги от глубокого снега. Лучше всего для этого подходит самосвал с двусторонним отвалом спереди. Самосвал очистит дорогу, после чего самосвал уберет снег.
- Скоростная уборка. Предпочтительна комбинация двухстороннего переднего бульдозерного отвала, центральной щетки и заднего абразивного материала. Отвал пробьет дорогу по целине, щетка очистит дорожное покрытие от остатков снега, а песок удалит лед.
- Патрульные расчищают широкие дороги с минимальным трафиком. Для этого отлично подойдет сочетание передних и средних (длинных) быстроходных лопастей и песчинки.
- Движение по глубокому или утрамбованному снегу. Для этого требуется снегоуборочная машина спереди и шлифовальная машина сзади.
Кроме того, возможны и другие варианты конфигурации.
При выборе наиболее подходящего пакета учитывайте следующие нюансы:
- наиболее частые задачи, с которыми сталкивается CDM;
- местные климатические условия.
Например, в регионах, где температура зимой редко переходит через ноль градусов, КДМ с решеткой не особо нужен.
На самом деле, даже дешевый ЗИЛ130, оставшийся с советских времен, может обрабатывать дороги реагентом 2-3 раза за зиму, если в кузове установлена решетка.
Если компания чистит дороги круглый год, то наибольшим спросом будет пользоваться центральная щетка, о которой мы говорили в статье про насадки для щеток.
Зимой подготовит дорожное покрытие к обработке реагентами, а летом очистит дороги от пыли и мусора.
Особенно эффектна будет щетка с предусмотренным в конструкции комплектом дополнительного оборудования:
- мусорное ведро;
- водный танк;
- помпа;
- спрей (омыватель).
Для компаний, которые расчищают дороги от снега в зимнее время и ремонтируют их в остальное время года, шлифовальная машина на базе стандартного шасси будет кстати. Зимой он обработает дороги антигололедным составом, а летом ровным слоем рассыпит песок и щебень на ремонтируемых участках дорог.
Трактор с измельчителем сзади пригодится компаниям, которые чистят дороги зимой, а с весны до осени выращивают сельхозпродукцию на полях.
Зимой трактор борется со льдом, чтобы сделать дороги безопаснее, а в остальное время года работает на полях, разбрасывая удобрения и химикаты.
Использование универсальной спецтехники
Одним из самых популярных видов специализированной техники, используемой для выполнения роботами на дорогах, является универсальное интегрированное транспортное средство (КДМ). Выпускаемая на базе грузовых автомобилей, эта спецтехника используется в коммунальном хозяйстве для круглогодичного выполнения различных видов восстановительно-уборочных работ на дорогах с разным типом покрытия.
Как выглядит комплексная дорожная машина?
КДМ включает в себя такие конструктивные элементы, как:
- корпус, на котором установлен конвейер, и диск для разбрасывания песчано-солевой смеси;
- специальный бак;
- центробежный насос с коробкой отбора мощности;
- электрическое оборудование;
- плуг со специально приспособленной системой,
- дорожная щетка с гидравлическим приводом.
Использование КДМ
Одним из основных преимуществ этой спецтехники является возможность ее использования в разное время года благодаря ее универсальности. Зимой КДМ можно использовать для очистки дорог от снега и посыпки тротуаров и дорог реагентными смесями. Летом такая техника занимается подметанием дорог и их поливом.
Основные виды КМД
Эту спецтехнику можно разделить на несколько видов в зависимости от наличия основных основных характеристик и использования в работе дополнительных приспособлений.
По модели автомобиля и установленной на него шасси
КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ и Урал. Наиболее универсальными, практичными и широко применяемыми являются КДМ на базе КДМ, на которых монтируется кузов или бак. Эта спецтехника может быть оснащена бензиновыми или дизельными двигателями мощностью от 130 до 280 лошадиных сил.
По весовой категории
Они могут быть малыми, средними, большой вместимости и используются для содержания средних и крупных дорог и автомагистралей, работы в городах и скверах, а также поддержания чистоты тротуаров, парков или скверов.
По монтажу цистерны или разбрасывателя песка
Может быть KDM с установленными устройствами:
- в кузове самосвала;
- на раме шасси автомобиля и закрепляется болтами к приваренным хомутам;
- лифт «мультилифт».
Где изготавливается российская комплексная дорожная техника?
На территории Российской Федерации КДМ создается и выпускается несколькими предприятиями.
Брянское производственное объединение «Ирмаш»
Она относится к ведущим на сегодняшний день отечественным компаниям, производящим колесную и гусеничную технику для укладки асфальта, а также технику, предназначенную для ямочного ремонта методом струйной инжекции.
Кроме того, завод может предложить грейдеры 100 класса с полным приводом и КДМ, имеющие три комплекта сменного оборудования для ямочного и зимнего содержания дорог, а также поливное оборудование.
Курганский завод дорожных машин
Занимается производством ряда спецтехники, таких как:
- КДМ (десять видов)
- подметальные машины МД-43253-00, 433-00, 4380-00, 532-00, 5340, 53605-00, 432-00, включающие среднюю щетку, поливочное и пескоразбрасывающее оборудование, а также фронтальный отвал;
- дорожные машины МД-651, 651А, 651М, предназначенные для разбрасывания песка и специальных реагентов на дорогах в зимний период, а также для подметания, уборки, сгребания снега и уборки с проезжей части.
- автомобили для перевозки битума;
- асфальтоукладчики;
- заправка автомобилей;
- дистрибьюторы битума и щебня.
Мценский завод коммунального машиностроения
Он занимается производством КМД и может предложить 11 видов такой спецтехники.
Кроме того, завод производит:
- мусоровозы контейнерного типа;
- мусоросборники с боковой и задней загрузкой;
- уборочные и подметальные машины;
- иловые, очистные и очистные сооружения;
- автобетоносмесители;
- контейнеры для мусора и бытовых отходов.
Может быть предложена установка специального оборудования на шасси таких отечественных автомобилей, как КАМАЗ или МАЗ, а также на шасси таких иностранных автомобилей, как Ford, Iveco, Hyundai, MAN, Volvo, Mercedes».
Арзамасский завод коммунального машиностроения
Он может предложить одиннадцать типов КМД, которые могут быть оснащены микропроцессорными системами, контролирующими выполнение технологических операций. С помощью электронного управления можно управлять процессом распределения противогололедной смеси по дорожному покрытию. Благодаря наличию такой электронной системы пользователь данного спецсредства может получать уведомление о неисправности датчика или одного из рабочих органов ЦМД. После этого при скорости менее 3 км в час рабочий орган отключается, а при увеличении скорости более 5 км в час снова включается. Также возможно автоматическое отключение дозатора при снижении емкости подачи реагента.
Кемеровский опытный ремонтно-механический завод
Он может предложить семь типов КМД, выпускаемых на базе КАМАЗ, с комплектом для каждого типа навесного оборудования. Вместе с тем, завод выпускает специальную технику для уборки и подметания дорог и тротуаров, разбрасыватели гравия и песка, оборудование для поливки и мойки дорог, самосвалы, дорожные щетки, машины для ямочного ремонта дорог.
Производственная компания «Ярославич»
Занимается производством:
- погрузчики;
- полуприцепы;
- прицепы;
- почвообрабатывающая техника;
- коммунальная техника;
- комплекс дорожного оборудования СМД-502900 «ЯРОСЛАВИЧ», который устанавливается на автомобили КАМАЗ-6520-3010-43.
КДМ производства компании может комплектоваться:
- комбинированный, поворотный или высокоскоростной передний отвал;
- тип страницы дампа;
- нож для заточки;
- бак для жидких реагентов;
- ирригационное оборудование;
- разбрасыватель песка для раздачи противогололедных реагентов;
- межбазовая щетка.
Изготовление импортных КДМ
К одному из бюджетных вариантов импортного КДМ можно отнести модель чешского производителя Kobit RJH. Он имеет ограниченную функциональность и может использоваться для орошения летом и для распределения антиобледенительных жидкостей зимой.
Самый дорогой КДМ — модель Multihog MH-90 от ирландского производителя. С помощью этой многофункциональной универсальной спецтехники выполняется большое разнообразие дорожно-ремонтных и малярно-фрезерных работ в процессе ямочного ремонта. Для этой модели производитель предлагает широкий набор аксессуаров, таких как разбрасыватель песка, прямой отвал, ведро, зимняя и цилиндрическая щетка с воронкой.
Кроме этих дешевых и дорогих моделей можно купить КМД, отличающийся приемлемым соотношением цены и качества.
К ним относятся:
- КМД Madpias от польского производителя MADROG, который очень похож на данный вид спецтехники российских производителей, но оснащен компьютерным управлением процессами;
- качественный Stratos 5 KDM, производства ведущего немецкого производителя данного вида техники — SCHMIDT. Данную модель можно использовать как самосвал или спецтехнику для разбрасывания реагентов. В комплект входит электрогидравлический отвал СР3 длиной 3 метра с шириной разбрасывания до 12 метров. Кроме того, производитель предлагает систему увлажнения материалов.
Заказчик спецтехники может сделать свой выбор и приобрести ШДМ российского или зарубежного производства с учетом целей, задач и имеющихся у него средств. Практически все производители совместно с КДМ могут предложить подходящее навесное оборудование и комплекты дополнительных запчастей.
Сегодня все производители стараются выпускать специальное оборудование с микропроцессорной системой, позволяющей контролировать выполнение всех видов технологических операций, поэтому в ближайшее время может появиться новая серия усовершенствованных моделей КМД.
Учитывая тот факт, что производители этой спецтехники уделяют особое внимание надежности и качеству, приобретая ее, вы можете быть уверены, что она будет отличаться эффективностью, практичностью, универсальностью, эксплуатацией всесезонно в разных температурных диапазонах.