Назначение снегоуборщиков
Каждая модель снегоуборщика предназначена для выполнения определенного объема работ.
Назначение этого орудия – расчистка от снега участков, где нет возможности использовать полноразмерную специализированную дорожную технику.
Снегоочистители используются владельцами частных домов и приусадебных участков, а также специализированными дорожными и коммунальными службами, в том числе аварийными бригадами.
Устройство, свойства и принцип действия
Классический снегоуборщик состоит из следующих основных частей:
- Кузов является несущей частью всей конструкции, выполняя роль силового каркаса и защиты для смонтированного на нем оборудования.
- Мотор – находится внутри корпуса, отвечает за работу всех узлов и устройств. На современные модели устанавливаются как электрические варианты, так и двигатели внутреннего сгорания. В последнем случае снегоуборщик имеет значительные габариты и вес, устанавливается на колеса, приводится в движение непосредственно двигателем.
Особо мощные и универсальные модели собираются на гусеничном ходу для повышения проходимости. - Винт — рабочий элемент снегоочистителя, предназначенный для улавливания снега, установленный в так называемом ковше (кожухе).
- Желоб – чаще всего имеет форму раструба, предназначен для выбрасывания собравшейся снежной массы в сторону.
- Элементы управления.
- Вспомогательное оборудование. Сюда входят, например, фара, позволяющая работать при отсутствии дневного света, система обогрева ручек управления и т.д.
Для запуска ДВС на снегоуборщик необходимо установить стартер:
- Руководство. Запуск осуществляется с помощью пускового шнура или троса. Некоторые модели оснащены дополнительным праймером, облегчающим запуск двигателя. Задача праймера — перекачивать топливо и впрыскивать его в цилиндры.
- Электрические – устанавливаются в основном на тяжелые снегоуборщики, способны запустить холодный двигатель даже в сильный мороз. В зависимости от типа электростартер может питаться от сети 220 В (подключается к бытовой электросети) или от сети 12 В постоянного тока (от аккумуляторной батареи). Последний вариант предпочтительнее, если вы планируете использовать технику в местах, удаленных от розеток.
Принцип работы снегоуборочной машины заключается в захвате снега шнеком при движении машины с последующим выбросом в сторону через раструб на определенное расстояние.
Система шнеков
Винт является основой системы снегозабора, его выбирают в зависимости от структуры снега:
- Гладкая – используется для уборки свежих, воздушных сугробов небольшой высоты. В зависимости от материала изготовления допускается работа с мокрым снегом.
- Зубчатый – справляется со снегом любой структуры. Резные винты способны измельчать гладкие кубики льда.
Конструктивно система забора бывает трех видов:
- Одноступенчатая – самая простая конструкция, представляет собой одинарный шнек, который вращается с большой скоростью при сборе снега и подаче его в желоб. Устанавливается на несамоходных транспортных средствах.
- Двухэтапный. В основе, помимо шнека, находится вращающийся ротор (крыльчатка) с 3-4 лопастями, который дробит снег и подает его в систему выброса.
- Трехступенчатый – обладает наибольшей производительностью и эффективностью, так как способен в короткие сроки справиться с большими лопатами для уборки снега. Рабочие механизмы: центральный шнек для измельчения снежной массы и подачи ее в разгрузочный рукав, и два боковых шнека для сгребания.
Материал корпуса и шнеков
Каркас снегоуборщиков может быть изготовлен из различных металлов, например алюминия.
Рабочие механизмы защищены ударопрочным АБС-пластиком, что значительно снижает вес конструкции.
Вместо пластика иногда используется металл, но крайне редко, так как к самому корпусу даже при активной работе не прикладывается никаких нагрузок.
При изготовлении выпускного канала используется как листовой металл, так и пластик, обладающие достаточными прочностными свойствами.
Производитель подбирает материал в зависимости от предполагаемой нагрузки, т.е скорости выброса и объема проходящей снежной массы.
Пластик дешевле, но при работе в сильный мороз может просто треснуть, а потом и вовсе сломаться.
Винт – самая нагруженная часть снегоуборщика, бывает:
- Пластиковый — имеет гладкую поверхность, может работать только с пушистым снегом.
- Металл. Для уборки свежего и мокрого снега используются резиновые «башмачные» варианты.
- Резина изготовлена полностью из специализированной резины.
Размеры и вес снегоуборочных машин
По массе снегоуборщики условно делятся на:
- Легкий – весит до 40 кг. Большинство из них являются несамоходными моделями.
- Средний – до 90 кг.
- Тяжелые — свыше 90 кг.
Каждая модель снегоуборщика в зависимости от конструктивных особенностей имеет индивидуальные габаритные размеры.
Ширина выдвижного ящика для несамоходных вариантов составляет 0,4 — 0,9 м, а для самоходных вариантов — не менее 0,7 м в большинстве случаев.
Диаметр винта зависит от высоты ящика для роз, которая составляет 40 – 50 см, и мощности мотора.
Чем он больше, тем ниже скорость вращения.
Для электромобилей это в среднем 15 см, а для бензиновых — 30 см и более.
Читайте также: Комбинированные дорожные машины: виды, стоимость, особенности применения
Мощность
Снегоуборщики могут быть оснащены одним из следующих типов двигателей:
- Работает от сети или аккумулятора. Мощность таких моторов редко превышает 2 кВт, что соответствует 2,7 л.с.
Сетевые модели имеют ограниченный радиус действия, зависящий от длины кабеля. Аккумуляторные батареи не зависят от наличия сети и могут работать на одном заряде от 2 до 3 часов.
Следует отметить, что во время простоя, например летом, аккумулятор требует периодической подзарядки. В противном случае он потеряет свою емкость. Снегоуборочная машина с любым из этих моторов достаточно легкая, но аккумуляторные модели значительно дороже, что и обусловило их непопулярность.
- Бензин. Это может быть двухтактный или четырехтактный двигатель. По мощности снегоочистители с двигателями внутреннего сгорания делятся на: малой мощности — не более 4 л.с., средней мощности — до 7 л.с., большой мощности — более 7 л.с.
При этом мощность напрямую влияет на размер и вес снегоуборщика. Есть бензиновые альтернативы, которые занимают большую часть рынка. Они автономны и мобильны, но требуют обслуживания и дозаправки. По сравнению с электродвигателем ресурс двигателя внутреннего сгорания более чем в пять раз выше.
Количество скоростей
Практически все самоходные снегоуборщики оснащены механической коробкой передач.
Может иметь одну или несколько скоростей.
Их количество влияет на эффективность работы в разных условиях.
Например, легкий снежный покров легко снимается на максимальной скорости, а высокие ледяные сугробы требуют пониженной скорости.
В то же время коробка передач снегоуборщика также имеет задний ход.
Некоторые модели оснащены вариатором для плавного переключения передач, а у большинства моделей их всего два.
Производительность и эффективность снегоуборщиков
Производительность и эффективность снегоуборщика зависят от общих характеристик машины, к которым относятся:
- габариты агрегата;
- тип и мощность двигателя;
- количество скоростей;
- тип винтов и многое другое.
Даже характеристики снега влияют на производительность и эффективность снегоочистителей.
Например, уборка мокрого снега намного сложнее и требует больше энергии, а простое устройство может и не справиться с обледенелыми сугробами, но при этом быстро сбросить легкие снежинки.
Каждый двигатель снегоуборщика имеет определенную мощность, которую можно сравнить с лошадиными силами.
Одна лошадиная сила примерно равна 0,1 средней силы человека.
Таким образом, эффективность комбинированного снегоуборщика, например, мощностью 3 л.с., примерно равна производительности по уборке снега бригадой из 30 человек.
На основании этих цифр вы сможете выбрать наиболее подходящую для ваших нужд технику, подробнее о выборе снегоуборщика читайте ниже.
Устройство
Начнем с основного автомобиля. Основой является прочная рама на двух тележках по две оси каждая. Эта рама была специально удлинена для размещения уборочных механизмов спереди. Это откидные боковые крылья и подающий щеточный ротор, управляемый отдельными пневмоцилиндрами подъема и поворота, а также режущий нож. В центральной передней части рамы расположены три устройства для разбивания льда (боковое и центральное). Они также управляются отдельными цилиндрами.
Также на передней машине имеется транспортер, оснащенный электродвигателем и устройством для подъема носовой части (для чего используется специальный цилиндр). По бокам рамы крепятся две щетки, которые сметают мусор или снег с поверхности между гусеницами. Когда машина дает задний ход, они выбрасывают эту массу на дорогу. В рабочем положении они опущены и повернуты на 45 градусов по отношению к ходу движения. Они поднимаются и опускаются с помощью пневматического цилиндра и удерживаются на цепях.
В состав пневматического оборудования входят: клапаны, воздухопровод, обратный клапан, запорные устройства баллонов с воздухом, а также блоки управления (манометры). Кроме того, имеются пневмобаллоны – для каждого рабочего органа свои.
В комплект дизельной силовой установки входит двигатель внутреннего сгорания мощностью 300 лошадиных сил, а также генератор мощностью 200 кВт.
Промежуточные вагоны устраиваются легко. Внутри них движутся конвейеры (управляемые отдельными электродвигателями), перемещая снег дальше. Конечный вагон имеет приемный конвейер разгрузочного типа, а также накопительный и подающий конвейеры, которые различаются по скорости. Все они оснащены отдельными электродвигателями.
Принцип работы
Во время движения снегоочистителя СМ 2 щеточный барабан начинает вращаться и имеет поперечное положение по отношению к рельсам. Он сбрасывает снег на загрузочный транспортер, откуда масса движется дальше, и поступает к накопительному пластинчатому транспортеру, движение которого в десять раз медленнее, чем у загрузочного конвейера. Из-за этой разницы машины средних размеров постепенно засыпаются снегом на большую высоту – до двух метров.
Если снег плотный или его слишком много, барабан поднимают за счет опускания режущего диска. Подающий ротор снова опускается только тогда, когда необходимо выбросить срезанную массу на конвейер. Избавляются ото льда за два-три оборота — во время первого из которых используют тесак, поднимая ротор. Затем щеточный барабан снова работает.
Боковые экраны, оснащенные крыльями, увеличивают выдвижное пространство с 2,45 до 5,1 метра. При транспортировке их поднимают и укладывают параллельно раме. Они также складываются, чтобы избежать случайного повреждения, когда сцена заканчивается и рядом видна станция.
Снег или мусор, которые собираются в промежуточных вагонах, наконец выгружаются в определенном месте. При этом начинает работать механизм отводящего конвейера, который можно настроить на отбрасывание снега в левую или правую сторону. Кстати, это можно сделать не только на автостоянке, но и под поездом.
Технические характеристики
Технические характеристики снегоуборщика СМ2:
Характеристики | Индикаторы | Единицы измерения |
Тип поезда | не самоходный | |
Количество убираемого снега в час | 1200 | м3 |
Размер трека | 1,52 | м |
Ширина уборки с крыльями | 5.1 | м |
Ширина захвата при уборке без крыльев | 2,45 | м |
Высота снимаемого сугроба (максимальная) | 0,8 | м |
Рабочая скорость (максимальная) | 10 | км/ч |
Вместимость (со средней тележкой) | 215 | м3 |
Вместимость (с двумя автомобилями среднего размера) | 340 | м3 |
Для основного блока: | ||
Тип силовой установки | У-14, У-36М | |
Суммарная мощность силового агрегата | 200 | кВт |
Питает движущую силу ротора | 40 | кВт |
Ленточный конвейер | 55 | кВт |
Ширина конвейерной ленты | 2,33 | м |
Длина ротора питателя | 2,5 | м |
Диаметр подающего ротора (со щетками) | 1,4 | м |
Диаметр щетки | 0,7 | м |
Скорость ротора питателя | 10 | рС |
Скорость боковой щетки | 8 | рС |
Скорость конвейерной ленты | 1 | рС |
Вес машины | 72 | т |
Высота | 5,25 | м |
Длина между осями на автосцепках | 20.27 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3.11 | м |
Для промежуточного полувагона: | ||
Высота | 4,91 | м |
Длина (между соединительными валами) | 24.54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3.08 | м |
Объем тела | 125 | м3 |
Масса | 38 | т |
Мощность двигателя складского конвейера | 16 | кВт |
Максимальный вес | 44 | т |
Для последнего полувагона: | ||
Высота | 5,25 | м |
Длина (между соединительными валами) | 24.54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3.08 | м |
Объем тела | 90 | м3 |
Масса | 47 | т |
Разрядка мощности двигателя конвейерной ленты | 20 | кВт |
Максимальный вес | 28 | т |
Модификации
Наиболее распространенными вариантами являются варианты СМ-2Б и СМ-2М. Последний, имеющий половину топливного бака, более современный. Именно эту модель сейчас выпускает ЗАО «Трансмаш» на английском языке. В отличие от базового агрегата и СМ-2Б он оснащен усовершенствованной системой автосцепки, позволяющей транспортировать поезд, присоединив его к основному вагону. Раньше это было опасно, так как можно было споткнуться. А снегоходы двигались, только подключались сзади.
Технические характеристики модификаций станка СМ2:
Характеристики | Индикаторы | Единицы измерения |
Для модели СМ-2М: | ||
Ширина уборки с крыльями | 5.3 | м |
Пустая транспортная скорость | 100 | км/ч |
Транспортная скорость при загрузке | 50 | км/ч |
Емкость бензобака | 2200 | л |
Общая длина поезда | до 93 958 | м |
Ширина (по оценке) | 3.3 | м |
Высота (максимальная) | 5.3 | м |
Вес (общий) | до 188,6 | т |
Грузоподъемность (полная) | до 122 | т |
Для модели СМ-2Б: | ||
Ширина уборки с крыльями | 4.9 | м |
Емкость бензобака | 4200 | л |
Транспортная скорость | до 50 | км/ч |
Общая длина | до 93,8 | м |
Вес (общий) | до 195 | т |
Грузоподъемность (полная) | 116 | т |