Особенности материала и основные разновидности
Эмалевая мозаика известна в истории со времен Древнего Рима.
Теперь изображения из цветных стеклышек можно увидеть как во дворцах, музеях и храмах, так и в современных домах и квартирах.
Смальта получила такое широкое распространение благодаря своим свойствам:
- Высокая прочность – за счет минеральных добавок материал имеет высокую плотность и твердость, не растрескивается и не трескается от ударов. Чтобы расколоть смальту, требуются специальные инструменты. Материал также не подвержен износу, на поверхности не появляются царапины.
- Стойкость цвета – оттенки не теряют насыщенности десятилетиями, не выгорают на солнце. Такая мозаика не требует особого ухода и реставрационных работ – это выгодно отличает ее от настенных росписей и фресок.
- Стойкость к негативным факторам внешней среды – материал хорошо выдерживает большие перепады температуры, морозоустойчив. Солод не впитывает влагу, не расширяется при нагревании. Эти свойства позволяют использовать его в наружных работах — например, при отделке фасадов зданий.
- Широкие возможности для творчества – материалу можно придать практически любой оттенок. Не менее эффективно другое средство выразительности — разнородность фрагментов. Они могут быть разного размера и формы, с неровными краями, что часто позволяет найти интересные художественные решения.
- Экологичность – материал безопасен для здоровья человека, не выделяет токсинов и веществ, вызывающих аллергию. Использование стеклянных отходов помогает защитить окружающую среду.
Выбор узкой разновидности зависит от художественной задачи.
По форме и размеру фрагментов в современном производстве выделяют следующие виды:
- Опусы — одинаковые кусочки квадратной формы, небольшого размера.
- Fusion – свобода в разнообразии форм, варианты с неровными краями.
- Равенна — квадратные фрагменты разного размера.
- Стена – продолговатые куски, напоминающие кирпичную кладку (могут быть как горизонтального, так и вертикального направления).
Помимо формы критерием выступает состав материала – например, в отдельную группу выделены узкие с содержанием драгоценных металлов.
Солод, содержащий драгоценные металлы, имеет значительно более высокую ценность. Килограмм материала с золотым слоем будет стоить около 60-80 тысяч рублей.
Цена за килограмм обыкновенной смальты 500-1000 рублей.
Как применяется в интерьере?
Смальта — превосходный поверхностный материал, который гармонично сочетается с большинством видов отделки. Яркость, красота и прочность кусочков стекла позволяют создавать изысканные узкие панно на стенах помещений.
Благодаря своей твердости его используют в качестве напольного покрытия даже в местах с достаточно высокой проходимостью — например, в музеях.
Стойкость к негативным воздействиям позволяет украшать фасады зданий монументальными эффектными стекломозаичными панно и орнаментами.
Влагостойкость мозаики делает ее подходящим украшением интерьера ванных комнат и саун; также можно выложить узор на дне бассейна, фонтана или пруда.
Из-за дорогих материалов, сложной обработки и выкладывания рисунка вручную услуги мастеров мозаики стоят очень дорого. Однако при желании мозаику вполне можно выложить самостоятельно, пользуясь инструкцией и советами специалистов.
Состав и технология изготовления
Смальта производится путем плавления кварцевого песка, смешанного с оксидами металлов. Наряду с обычными металлами — железом, никелем, медью — в технологии используются также драгоценные металлы — серебро и золото.
Часто используются предварительно припудренные стеклянные шарики.
Профессиональные художники предпочитают самостоятельно готовить небольшое количество желаемых оттенков.
Для большинства разновидностей смесь плавится в печи при температуре 1200 градусов в течение четырех часов. Затем полученную массу охлаждают до нужной температуры, раскатывают на плоскости (обычно на чугунной поверхности) и разрезают на куски.
Готовое изделие выглядит как кусочки заданной формы. Выпускается смальта и в виде крупных плоских пластин — в дальнейшем ее можно разделить на свое усмотрение.
На цвет могут влиять различные факторы, помимо состава, такие как температура и время плавления, поэтому вы можете получить разные цвета, даже если будете точно следовать рецепту. Часто цвет неоднородный, с красивыми оттенками и ощущением глубины.
Читайте также: Прием стеклотары в Минске, сдать бутылки на выгодно
Достоинства
Современные дизайнеры смело используют технику мозаики в оформлении интерьеров. Среди преимуществ такого варианта отделки можно выделить несколько.
- богатейший выбор цветов – светлых и темных, насыщенных и прозрачных, которые не тускнеют ни при каких обстоятельствах;
- долговечность, что доказывают сохранившиеся до наших дней фрески древних храмов;
- износостойкость: смальта не подвержена коррозии, гниению, износу, истончению, что позволяет использовать ее как в оформлении стен, так и полов, а также этот материал выдерживает высокую степень нагрузки (благодаря этому свойству смальтовая мозаика используется в интерьере общественных мест);
- водонепроницаемые свойства материала позволяют использовать мозаику в хаммамах, бассейнах, саунах и банях;
- узкая совершенно не зависит от температурного режима. Это еще два важнейших преимущества – жаростойкость, благодаря которой современные дизайнеры украшают смальтой стены каминов и печей, а также морозостойкость, позволяющая использовать материал при облицовке фасадов и элементов ландшафтного дизайна.
Виды мозаики
Современные искусствоведы выделяют несколько видов узкой мозаики. В основу классификации положены особенности оформления тессер – кусочков стекла. Существует несколько вариантов такой отделки.
Византийская
Византийская мозаика – традиционный и древнейший вид, где фрагменты подобраны примерно одинаковых геометрических форм и размеров. Кусочки смальты укладываются максимально близко друг к другу, а отверстия заполняются специальным герметиком.
Флорентийская
Флорентийская мозаика по технике укладки мало чем отличается от предыдущего вида, но готовые полотна представляют собой законченную историю. Тессеры здесь могут иметь разную форму и размеры.
Инкрустация
Этот вид предполагает выкладку мозаики на различное по материалу и фактуре полотно (например, смальтовая вставка в дереве).
Маркетри
Маркетри — современный вид узкой мозаики на стекле или металле. Как пример — оформление предметов интерьера (стеклянный стол с мозаикой на столешнице, украшение входной двери).
Применение
Благодаря своей стойкости мозаичная краска может использоваться в самых разных областях. В отличие от фрески или каменной мозаики, смальта не крошится, не тускнеет, а потому не требует особого ухода, реставрации или защиты. Именно поэтому истинные ценители искусства используют в интерьере узкую мозаику.
Узкий может быть использован для удовлетворения различных форм. Это могут быть стены, полы, колонны, купола, двери, лестницы, фасады. Мелкая мозаика работает как отдельное произведение искусства (фото), так и в сочетании с другими декоративными элементами, декоративными украшениями, в помещении и на улице, в холод и в жару, даже под водой — в этом уникальность такой отделки.
Если вы планируете использовать узкую мозаику в дизайне интерьера квартиры или общественного заведения, лучше обратиться к профессионалу.
В том случае, если предстоит отделка помещений с повышенной концентрацией влаги (ванные, сауны, санузлы), в первую очередь необходимо провести гидроизоляционные работы. Сегодня редко можно найти мастера, укладывающего мозаику вручную, так как существуют готовые полотна, с помощью которых нужно лишь перенести рисунок на декорируемую поверхность. Часто смальта производится в виде блоков на бумажной или тканевой основе.
Квалифицированные монтажники самостоятельно проведут все работы по подготовке поверхности и нанесению мозаики, подбору клеящего материала, затирке и укладке, соблюдая нормы температуры и влажности. Однако, если вам посчастливилось нанять профессионального мозаичиста, будьте готовы заплатить за его работу значительную сумму.
Качества смальты
- Светится от самого материала.
- Очень прочный (римская мозаика из смальты не потеряла своей привлекательности на протяжении тысячелетий). Она не боится влаги и мороза, а значит, может использоваться как универсальный наружный и интерьерный материал.
- Традиционный размер элементов 5 х 5 х 5 мм. Но это может быть любая геометрическая форма – овалы и различные многогранники. Для получения таких форм стеклянную крошку нагревают и формуют. Теперь становится понятнее, что такое узкий.
Сам солод достаточно дорог, а ручной труд, используемый при производстве продукта, еще больше увеличивает цену.
Изготовление смальты
Готовое стекло измельчают в порошок. Он может быть как цветным, даже бутылочным, так и бесцветным. Буру, селитру, кобальт, криолит добавляют в разном процентном соотношении и отправляют в печи для приготовления. Затем жидкую горячую массу без включений пузырьков воздуха разливают в формы. Затем проводят отжиг и шлифование. Вот что такое узкий.
История смальты
Его история восходит к началу нашей эры, к Древнему Риму. Оно пришло к нему из Греции, и именно через нее оно широко распространилось. Римляне любили эффектный новый материал. Хотя когда изготавливали стеклянные камни, то не всегда представляли, какого цвета они окажутся.
Технология не разработана. Они любили выкладывать полы, стены в своих виллах, дворцах и банях, а также дорожки в садах разноцветной галькой. Но кроме смальты в мозаиках часто использовали гальку и гальку. Эта техника может быть использована как долговечная и очень эффективная в наше время. Стена, потолок или пол из смальты преобразят вашу квартиру. А если использовать его в домашнем спортзале, пол не изнашивается.
Другое дело Византия. В Восточной Римской империи ремесленники достигли значительных высот. Их произведения более изысканны, чем у древних. Христианские церкви были богато украшены.
На стенах созданы сложные композиции на темы, взятые из Библии. Также были украшены окна и дверные проемы. Кладка камней стала более изящной, стали использоваться мелкие камни. В качестве фона широко использовалась золотая смальта. Важнейшим приемом декорирования стала разноцветная смальта. Из него делали мозаичные панно. Солод выплавляли в ряде цехов. У мастеров были свои секреты, а количество оттенков, которые они могли получить, было больше сотни. Византия даже приняла закон, контролировавший вывоз смальты государством. К середине пятнадцатого века Византии не стало, а производство смальты продолжалось в Италии. Это была дорогая продукция, и она мало использовалась.
На Руси и в России
Наряду с крещением князья Киевской Руси уделяли внимание украшению своих церквей. Археологи нашли по крайней мере одну мастерскую по изготовлению икон.
На более позднем этапе М.В занялся производством смальты. Ломоносов. Его работы в то время не использовались, хотя он полностью разработал стекловарение и мозаичную кладку. Гораздо позже, когда Огюст Монферан строил Исаакиевский собор, узкая мозаика была использована для изготовления икон и других элементов собора, занимавшего около шестисот квадратных метров.